Выборы мэра Сургута: Филатов и финальный этап
На прошлой неделе документы на участие в конкурсе на должность главы Сургута подал депутат думы Ханты-Мансийского автономного округа Андрей Филатов. Его называют главным фаворитом. Более того, по разным оценкам, реальная причина отмены первого конкурса на замещение должности мэра Сургута – отсутствие Филатова в списке подавших документы.
Внушительное количество заявок в первом конкурсе на пост мэра Сургута – отражение наличия интересов элитных групп. Среди соискателей присутствовали представители градообразующих предприятий: нефтяники, газовики, энергетики. В такой ситуации создается необходимость контроля со стороны окружной власти.
Отчасти такой контроль возможен через поддержку кандидатуры Филатова. Именно он воспринимается как кандидат, способный стать консенсусной фигурой. Преимущество Филатова на фоне других кандидатов складывается из нескольких компонентов. Во-первых, он имеет опыт работы в органах исполнительной власти. С 2013 по 2015 год был заместителем губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, а значит, был в команде главы. Во-вторых, это доверие к кандидату со стороны серьезного экономического игрока – «Сургутнефтегаза». Об этом свидетельствует, например, назначение Филатова председателем наблюдательного совета компании «ЮТэйр», основным собственником которой является «Сургутнефтегаз».
Однако заминка с проведением конкурса воспринимается многими как потенциальная имиджевая угроза для губернатора Югры Натальи Комаровой. Выборы мэра Сургута привлекли внимание не только региональных, но и федеральных СМИ. В контексте предстоящих думских выборов, а также выборов в окружной парламент Югры несостоявшиеся выборы мэра могут быть интерпретированы как фактор, негативно влияющий на политическую устойчивость.
При оценке угрозы воздействия этого фактора на политическую ситуацию в Югре также необходимо учитывать основные социально-экономические показатели региона (фиксируется высокий процент реализации национальных проектов по итогам 2020 года), результаты голосования по поправкам к Конституции и результаты сентябрьских выборов 2020 года (муниципальная кампания). Эти показатели свидетельствуют о высоком уровне контроля за ситуацией и являются первостепенными в оценке политической устойчивости, а также оценке деятельности окружной власти.
Срыв первого конкурса может быть компенсирован результатами второго. Победа кандидата, который согласован основными игроками, влияющими на политический процесс в Югре, позволит воспринимать несостоявшийся конкурс как всего лишь этап на пути реализации основной задачи – сохранения политической стабильности перед выборами 2021 года.