Назначение вице-премьеров кураторами федеральных округов очевидно наслаивается на полномочия полпредов, которые представляют федеральный центр в восьми макрорегионах. Не исключено, что это решение станет предвестником реформы системы полномочных представителей президента в ее текущем виде. При этом говорить о том, что из наделения вице-премьеров функциями кураторов округов следует упразднение института полпредов, не приходится. Наиболее логичным объяснением выглядит попытка разных центров влияния внутри российской политической системы установить новый баланс.

Поскольку полпреды входят в инфраструктуру Администрации президента (АП), федеральное правительство имеет лишь ограниченные возможности влияния на ситуацию в округах. Разделение ответственности между правительством и АП в принципе может повысить уровень осведомленности и доверия в рамках системы в целом.
Проблемой подключения дополнительного центра принятия решений может стать рассинхронизация работающих процессов управления и влияния — и рост подозрительности в системе, если воспринимать вице-премьеров как «отраслевых ревизоров» по отношению к полпредам. Отдельный вопрос заключается в том, придется ли вице-премьерам выстраивать двусторонние отношения с каждым из губернаторов и до какой степени увеличится в этом случае бюрократическая нагрузка.
Тем не менее реформа института полпредов обсуждается давно. Звучали разные предположения вплоть до их упразднения. После решения базовых задач по централизации сфера ответственности полпредов выглядит весьма размытой, но при этом они периодически вступают в конфликты с губернаторами, создавая значительную напряженность. При этом упразднение полпредов поставило бы под вопрос существование самих федеральных округов, что вряд ли приемлемо, но разработка новой концепции функционирования этого института явно напрашивается. Возможно, теперь их усилия могут быть направлены на хозяйственное и инфраструктурное развитие страны в рамках макрорегионов, централизованную борьбу с возникающими вызовами, в том числе эпидемиологическими (особенно с учетом того, что центр избегает принимать решения, касающиеся ситуации в отдельных регионах).

Возможно, произойдет уточнение полномочий полпредов путем передачи части управленческих функций на уровень федерального правительства. А за руководителями федеральных округов останутся вопросы политического регулирования. В таком случае необходима дальнейшая конкретизация схемы.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: