Появление новых перспектив для регионов напрямую сопряжено с открытым небом
Совещание по развитию беспилотных систем, прошедшее в Тольятти под руководством президента РФ, определило направление развития отрасли на среднесрочную перспективу. Владимир Путин дал поручения правительству, их выполнение несомненно, станет мощнейшим импульсом развития отрасли БАС и откроет серьезные перспективы для территорий.
Речь, прежде всего, о необходимой нормативно-правовой базе, которая будет принята к началу лета. Новое законодательство даст возможность эксплуатировать различные типы беспилотников, использовать передовые инструменты управления полетами в воздушном пространстве.
Понятно, что появление новых перспектив для регионов напрямую сопряжено с открытым небом, гарантами безопасности которого должны стать новые технологические решения. Поэтому важно активнее внедрять отечественные разработки, которые уже были проверены на «Архипелаге-2024» и хорошо себя зарекомендовали для решения задач безопасности неба.
Считаю, что наличие этих двух ключевых условий дает возможность активно использовать беспилотники практически во всех отраслях экономики. Регионы-лидеры ежегодного рейтинга по созданию условий и использованию БАС смогут первыми претендовать на ряд льгот и субсидий.
Однако начать надо, на мой взгляд, с тех видов деятельности, которые в Советском Союзе, во времена расцвета так называемой легкой авиации, выполнял пилотируемый флот. Это авиахимработы, мониторинг и экстренная доставка малогабаритных грузов, например, медикаментов.
На данный момент развитие беспилотной авиации позволяет решать все эти задачи с гораздо меньшими финансовыми затратами, так как стоимость летного часа БАС гораздо ниже, чем у пилотируемого борта. Для сравнения: минимальная стоимость часа вертолета Ми-8 равна 200 тыс. рублей, а у дрона, при выполнении тех же работ, условно, мониторинга лесного пожара, – порядка 15 тыс. Очевидна экономия как минимум 185 тыс. И это только за один час!
Также, на мой взгляд, важно, что технологическое устройство беспилотника гораздо выше, и он готов летать в более сложных метеоусловиях. Или, в отличие от пилотируемой авиации, может вносить удобрения на поля в ночное время, не причиняя вреда пчелам и другим представителям живой природы.
Сегодня специалисты разрабатывают сценарии применения БАС во всех сферах – от жилищно-коммунального хозяйства и нефтегазовой промышленности до туризма и здравоохранения, которые будут востребованы, прежде всего, в регионах с большими территориями, проблемным климатом и желанием использовать прогрессивные технологии для улучшения жизни людей.