На днях челябинский губернатор Алексей Текслер представил проект строительства метротрама – модернизации трамвайных линий с использованием инфраструктуры недостроенного метрополитена. Уже сейчас можно сказать, что этот один из наиболее масштабных и амбициозных за последние десятилетия проектов, которые планируется реализовать в южноуральской столице.

Метро строится в Челябинске с 70-х годов прошлого века и давно стало притчей во языцех. Любому новому губернатору или главе города непременно задают вопросы, какой будет дальнейшая судьба метрополитена. Это классический случай из серии «казнить нельзя помиловать»: любой вариант решения влечет колоссальные затраты. Как материальные, что очевидно, так и репутационные для руководителя, который рискнет поставить точку в этом вопросе.

Я не эксперт в сфере транспорта и объективно оценить необходимость метро для города не возьмусь. Более того, даже у экспертов на этот счет существуют диаметрально противоположные мнения. Однако как социолог могу сказать, что метро городу необходимо в ментальном плане. Современная транспортная система с наличием метро – неизменный атрибут крупного мегаполиса. А у челябинцев, как ни стыдно это признавать, годами складывался мучительный комплекс неполноценности — в первую очередь, конечно, по отношению к Екатеринбургу. Горожане регулярно сравнивают Челябинск с соседним миллионником, и почти всегда это происходит не в их пользу. Настроение «тут ничего не развивается, тут уже ничего хорошего не будет» создает отрицательный образ Челябинска, причем формируется он руками самих жителей. Для дальнейшего развития города нужно переломить в первую очередь именно эту тенденцию.

Метро в Челябинске должно быть достроено. Нужно выдернуть эту саднящую занозу из общественного сознания, дать челябинцам повод больше гордиться своим городом, возможность ощутить свою ценность в масштабе страны и перестать комплексовать перед другими крупными городами. Стоит ли лечение провинциальных комплексов 46 млрд рублей? Вопрос философский. Бытие, конечно, определяет сознание. Но в данном случае, думаю, сознание должно определить бытие. Мощный рывок в развитии крупного промышленного города, безусловно, станет одним из факторов повышения благополучия страны в целом.

Пользоваться метротрамом челябинцы, конечно же, будут — хотя бы из простого любопытства на первом этапе, а в дальнейшем сформируются соответствующие привычки. А это повлечет естественным образом и решение проблемы пробок, снижение объемов вредных выбросов, улучшение экологической ситуации.

То, что Алексей Текслер рискнул взяться за достройку метро и твердо пообещал сделать это не когда-то в абстрактном будущем, а в самые кратчайшие сроки, — один из шагов по этому пути. Насколько реальны эти перспективы – покажет время. Но факт, что челябинский губернатор до сих пор не бросался откровенно популистскими лозунгами. Наоборот, он весьма осторожно дает какие-либо обещания и делится планами. Но если они озвучены, то воплощаются в жизнь. Поддержка челябинскому метрополитену была публично озвучена президентом РФ Владимиром Путиным, поэтому получение городом средств на реализацию проекта метротрама на сегодняшний день выглядит вполне реалистичным.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: