Уйба и пустота: как Коми «съедает» главу, который создает экологические проблемы и не в состоянии разрешить коммуникационные
Глава Коми Владимир Уйба создал в уходящем году условия для максимально сложной муниципальной кампании – 2023. Эксперты прогнозируют рост протестных настроений в и без того проблемном для власти регионе. На фоне отсутствия нормального политического администрирования запрос на смену власти укрепляется и в элитах.
Вновь заговорить о слабой управляемости ситуации в Коми заставил экологический скандал вокруг мусорного полигона в Эжве (рядом с Сыктывкаром). Возникший там стихийный протест жителей против «грязной» стройки вышел на федеральный уровень. И главным образом – из-за скандального и неадекватного поведения Уйбы, который сначала публично обозвал протестующих, а потом сбежал со встречи с ними. Это не первый и даже не самый громкий скандал с его участием в этом году. Однако именно он может стать катализатором нового протеста в регионе. Ситуацию уже называют «новым Шиесом», хотя пока она не столь масштабна и агрессивна. Угрозу осознает и сам Уйба, который пытается купировать скандал, пообещав найти новую площадку для завода. Однако эксперты полагают, что власть просто ждет, когда жители успокоятся и забудут про объект (место которого уже согласовано со множеством инстанций). А еще хуже, если новая площадка будет выбрана, но снова не понравится экологическим активистам. Недовольство в этом случае не просто не ослабнет, а наберет новую силу. Несомненно, именно экопротест в случае ухудшения ситуации с полигонами станет главной повесткой местных выборов.
О реальности подобного сценария свидетельствует и то, что даже сейчас, в период СВО, когда в других регионах полное политическое и общественное затишье, в Коми жители вышли на экоакцию. Притом сделали это в максимально агрессивной и демонстративной форме. Эксперты полагают, что и этот протест мог бы быть гораздо масштабнее, если бы не принятые ранее федеральные законы, ограничивающие публичные выступления.
Годом ранее (в январе 2021-го) в небольшом Сыктывкаре несколько тысяч человек участвовали в несанкционированных акциях. Столица Коми тогда вошла в число лидеров в России по количеству участников протестов. Запрос на публичные акции сохраняется, но пока ограничен внешними обстоятельствами.
Однако более существенную угрозу для карьеры Уйбы представляет кампания-2024. От результата этих выборов зависит его карьера. И хотя они еще далеко, стабилизировать политическую ситуацию за это время ему будет непросто. Помимо значительного протестного потенциала, Уйбу ослабляют интриги местных элит, которые не приняли главу-«варяга» с самого начала. Да и сам он не пытался наладить контакты, выбрав стратегию «агрессивной перезагрузки» власти и заполнив правительство «варягами». Столичные кадры долго в республике не задерживались, а местные после унизительной зачистки начали действовать весьма жестко. «Полем битвы» недовольные группы выбрали Telegram-пространство, создав группу анонимных каналов со значительной аудиторией. Среди «сетевых» противников Уйбы, помимо активных коммунистов, остатки «гайзеровской группы» и представители ресурсных отраслей.
Не удалось Уйбе опереться и на нефтяников (ЛУКОЙЛ, «Роснефть» и др.), которые, давно работая в регионе, намеренно дистанцировались от главы. Уйба не воспринимается ими как игрок, с которым нужно договариваться.
Сегодня главная цель оппонентов главы – максимально активно транслировать раздражение и предвыборные угрозы. Так, чтобы сигналы доходили до Кремля весь электоральный период. Расчет на то, что в Москве еще до выборов испытают тревогу и начнут поиск «компромиссного» преемника.
Сам Уйба, имеющий пока иммунитет от отставки благодаря кремлевскому мораторию, может получить поддержку через федеральных патронов (в их числе зампреда правительства Татьяны Голиковой) или, сдавшись перед агрессивной атакой, покинуть регион самостоятельно.