Возможная отмена выборов мэра Новосибирска: поддержат ли депутаты и рядовые горожане?
Тему возможной отмены прямых выборов мэра города Новосибирска, периодически поднимаемую в средствах массой информации, следует рассматривать в нескольких аспектах.
Во-первых, здесь заложены системные проблемы государственной и муниципальной кадровой политики. Следует признать, что прямые выборы дают возможность прийти к власти некомпетентным политикам, имеющим отдаленное представление о городском хозяйстве и специфике управления социальной сферой. Для минимизации подобного рода рисков в российском законодательстве предусмотрено проведение выборов глав муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсными комиссиями (модель «Совет – комиссия»).
С 2015 года модель «Совет – комиссия» получила широкое распространение в российских муниципалитетах. Новосибирская область не стала исключением, и можно уже наблюдать некоторые результаты. Если с выстраиванием политической вертикали работа идет вполне успешно (за исключением административного центра региона), то с подбором квалифицированных и профессиональных кадров ситуация выглядит неоднозначной. Вообще, в регионе сложно оценить, как выстроена работа с кадровыми резервами (регионального и муниципального уровней), насколько эффективна организация процессов профессионального развития управленческих кадров, не всегда понятна логика продвижения тех или иных должностных лиц в системе государственного муниципального управления. Стоит сказать, что за последние несколько лет ряд глав муниципальных районов Новосибирской области, кандидатуры которых были в свое время одобрены конкурсными комиссиями, попадали в поле зрения прокуратуры и следственных органов (Искитимский, Колыванский, Убинский, Доволенский, Куйбышевский, Сузунский, Краснозерский районы).
В Новосибирске же отмена прямых выборов не означает, что по доброй воле региональных властей в городе появится тот профессионал-управленец, который наконец наведет порядок в ЖКХ, не допустит коррупции в администрации и сумеет преодолеть бюджетный дефицит.
Во-вторых, стоит обратить внимание на проблемы эффективности деятельности органов местного самоуправления и на размывание ответственности между различными уровнями власти за принятые решения в территориях субъекта Федерации. При наблюдаемом процессе возрождения советского номенклатурного метода работы с руководящими кадрами уместно поставить вопрос о соблюдении ключевого принципа, предполагающего наличие ответственности и у вышестоящих региональных руководителей за дальнейшее качество работы тех глав местных администраций, кандидатуры которых они в большинстве случаев настоятельно предлагают поддержать муниципальным советам депутатов.
В-третьих, заслуживает особого внимания ценностно-идеологическое восприятие властью и обществом института местного самоуправления. Для всей системы власти и большей части российского общества местное самоуправление в ценностно-идеологическом контексте не является значимой сферой общественно-политической жизни страны. Как следствие, наблюдается отчуждение населения от местной политики, проявляющееся, например, в значительном снижении явки избирателей на муниципальные выборы.
Полагаю, что жителями Новосибирска отмена выборов мэра не будет воспринята глубоко критично. Для основной части населения города неважно, каковы центры принятия решений и как между собой перераспределят власть и полномочия. Главным остается выполнение публичной властью социальных обязательств и обеспечение условий для жизнедеятельности на территории.
На текущий момент в Новосибирске внедрить непрямой способ выборов главы возможно через региональные законодательные механизмы. Учитывая условия и обстоятельства проведения избирательной кампании губернатора, который обладает правом соответствующей законодательной инициативы, определенные заинтересованные группы и организации будут пытаться создавать в медиапространстве негативный политический фон. В областном парламенте поправки к закону «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» могут быть не поддержаны частью депутатского корпуса, в том числе представляющей фракцию «Единой России». Для активной части городского сообщества и большинства депутатов Горсовета приоритетом остается сохранение прямых выборов мэра.