Партии и СВО: повестка, ресурсы, возможности
1. Повестка спецоперации влияет на партийную систему и может привести к кадровому обновлению отделений партий думской оппозиции в крупных городах в ходе кампаний 2024-2026 годов (с учетом отъезда из страны людей либеральных взглядов), а также к более выраженному акценту на антибюрократические темы у «Единой России» уже в ходе региональных выборов-2023. При этом «Единая Россия», уделяя особое внимание контролю за реализацией «Народной программы» и работе с волонтерским движением, пока лучше подготовлена к переключению повестки с мобилизации и безопасности на более широкую локальную, социальную и экологическую проблематику.
2. Достаточно уверенное выступление ЛДПР на региональных выборах-2022, несмотря на смену лидера (ее позиции укрепились, например, на выборах в Удмуртии, Кирове, Курске), может привести к росту интереса к ней части ресурсных кандидатов в северных регионах и Центральном Нечерноземье, способствуя усилению конкуренции между ней и КПРФ за протестный электорат этих регионов уже в 2023 году. Возможно, КПРФ использует дифференцированный подход к таким кампаниям (привлекая к агитации разные фигуры из руководства партии в зависимости от региона), что может повлиять и на ее тактику в 2024 году – выбор консервативного (выдвижение Геннадия Зюганова) или относительно нового сценария (вероятнее всего – выдвижение Юрия Афонина).
3. Проблемный ход выборных кампаний-2022 для «Новых людей» по ряду регионов (списки «НЛ» не прошли в 4 заксобрания, к выборам в парламент Северной Осетии и гордуму Пскова допущены не были) может привести к росту недоверия к партии части ресурсных политиков на местах, особенно в регионах, не являющихся для нее базовыми. В качестве ответного хода можно ожидать возрастания роли федеральных фигур в региональных кампаниях «Новых людей» в 2023 году.
4. В «Справедливой России — За правду» может наблюдаться диссонанс между приоритетным вниманием ее лидеров (Сергея Миронова, Захара Прилепина) к тематике СВО и стремлением медийных фигур в базовых для партии субъектах (например, в Ярославской области) сосредоточиться на локальной повестке в ходе региональных выборов.
5. Повестка СВО существенно осложнила ситуацию для непарламентской оппозиции. Либеральные силы столкнулись с проблемами в работе с широкой аудиторией в условиях патриотической консолидации (но есть исключения: вспомним выход «Яблока» на 3-е место на выборах в гордуму Пскова). Проблемой непарламентских консервативно-патриотических партий стала активная работа с повесткой СВО думских сил, обладающих большими конкурентными преимуществами как для оказания помощи мобилизованным и их семьям, так и для присутствия в медиа-пространстве. В 2023 году эта тенденция может усилиться в условиях подготовки к президентской кампании, когда в центре внимания медиа будет активность думских партий и их потенциальных кандидатов, что не исключает попыток отдельных представителей непарламентских сил с аналогичными амбициями использовать региональные кампании для приобретения дополнительного медийного капитала накануне выборов-2024. Впрочем, и ряд муниципальных кампаний 2023 года пройдут в центрах с несколько более выигрышными стартовыми позициями непарламентских партий (например, в Великом Новгороде и Екатеринбурге, где традиционно заметна активность «Яблока»).
6. Появление новой консервативно-патриотической силы (с участием ветеранов СВО и военкоров) в 2023 году не исключено полностью. Но надо учесть, что, сосредоточившись на повестке спецоперации, такая партия ограничит себе пространство для маневра на региональных выборах (кроме новых регионов, выборы в заксобрания затронут только один субъект, граничащий с зоной спецоперации – Ростовскую область), а, пытаясь работать с более широкой повесткой, она вступит на поле, где очевидны конкурентные преимущества у парламентских сил.
Из Telegram-канала «НЕЗЫГАРЬ»