Депутаты Госсовета попросили помощи у спикера Госдумы Вячеслава Володина в вопросе поддержки авиакомпании «Комиавиатранс» и передаче аэродрома Воркуты в федеральную собственность. С такой просьбой год назад к президенту РФ Владимиру Путину обращался глава Коми Владимир Уйба, инициатива получила поддержку, были даны соответствующие поручения Минтрансу и правительству региона. Однако вопрос до сих пор не решен – в федеральном бюджете на будущий год финансирование аэропорта Коми не предусмотрено. Эксперты РК считают, что в данной ситуации глава Коми проявил себя слабым лоббистом. Сможет ли обращение Госсовета республики ускорить решение проблемы – разбираемся в сюжете.
Последний шанс
Государственный совет Республики Коми направил обращение председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой помочь в вопросах передачи в федеральную собственность аэродрома Воркуты и финансовой поддержки авиакомпании «Комиавиатранс». Об этом рассказали в пресс-службе парламента.
Председатель Госсовета Сергей Усачев пояснил, что решение этих вопросов позволит не только исключить риск закрытия аэродрома, но и привести его в нормативное состояние и, что немаловажно, сохранить 1600 рабочих мест. От этого решения зависит дальнейшая деятельность авиации в республике.
«Важность поддержания аэродрома в надлежащем состоянии обусловлена и тем, что во время весеннего ледохода и осеннего ледостава авиасообщение остается единственным способом добраться до многих населенных пунктов республики, входящих в Арктическую зону», – цитирует пресс-служба Госсовета спикера.
Депутаты решили обратиться в Госдуму, поскольку решение названных вопросов затянулось, хотя вся необходимая документация подготовлена и направлена в центр, передает ТАСС.
Напомним, в октябре 2021 года на заседании президиума Госсовета России глава Коми Владимир Уйба обратился к президенту РФ Владимиру Путину с предложением о передаче аэродромного комплекса Воркута на федеральный уровень. Инициатива была поддержана и включена в перечень поручений по итогам этого заседания. Ответственными за исполнение глава государства назначил министра транспорта РФ Виталия Савельева и главу Республики Коми Владимира Уйбу.
Первый заместитель председателя правительства Коми Эльмира Ахмеева на совещании в Госсовете республики 1 ноября рассказала, что вопрос передачи аэропорта Воркуты «находится на ежедневном контроле», но «не все так просто».
«Мы все заявки, технико-экономическое обоснование, одобренное Росавиацией, Минтрансом, аппаратом правительства Российской Федерации, [которое] неоднократно проходило согласование, направили в Минфин. От Минфина на сегодняшний день пока получен отказ», – цитирует Ахмееву bnkomi.ru.
По предварительной оценке, реконструкция воркутинского аэропорта обойдется в 1,5–3 млрд рублей. Взлетно-посадочная полоса и аэровокзал введены в эксплуатацию в 1960-х годах и не соответствуют современным требованиям безопасности. 5 млрд рублей регион рассчитывает получить для поддержки «Комиавиатранса».
Уйба не лоббист
Руководитель общественного движения «Вне рамок» Нелли Булатова считает, что вопрос до сих пор не решен из-за полного отсутствия у Уйбы лоббистских возможностей, причем не только в вопросе передачи аэродрома, но и в попытках привлечь в регион финансовые ресурсы.
«Нехватка лоббистских возможностей видна во всех сферах: здравоохранении, ЖКХ и других. Если говорить о результате обращения депутатов, то нельзя сказать, что оно решит сразу все проблемы. Возможно, такое обращение даст резонанс и информационно подсветит ситуацию, но на большее нельзя надеяться», – считает Булатова.
Политтехнолог Юлия Милешкина, в свою очередь, полагает, что за помощью к депутатам Уйба обратился, чтобы снизить для себя репутационные риски, если вопрос решить не удастся.
«В проекте бюджета РФ на следующий год финансирование аэропорта Воркуты не заложено. Прошли первые чтения. Усилия Госсовета Коми направлены на включение этого пункта ко второму чтению. Если его не включат, репутационные риски ложатся на Госсовет республики, если включат, значит, инициативу Уйбы поддержали», – замечает эксперт.
Милешкина также обращает внимание на то, что аэропорт Воркуты на 60% функционирует для военных и только на 40% – для гражданских рейсов.
«Присутствие военных повышает шансы воркутинского аэропорта на скорую передачу и реконструкцию. Для усиления лоббистских возможностей хорошо бы подключить Министерство обороны и ФСБ РФ», – подытоживает эксперт.