Россия уже не является безальтернативным рынком труда для мигрантов
Мотивы Минтруда для принятия решения о сокращении числа квот для иностранных работников с 100 тыс. до 78 тыс. не слишком понятны. Мотивы регионов могут быть связаны с тем, что мигранты составляют достаточно серьезную конкуренцию на рынке труда по ряду профессий. Поэтому в каждом конкретном случае надо разбираться отдельно. С принятием данного решения торопиться не надо. На рынке труда у нас и так достаточно серьезный дефицит, плюс эффект от частичной мобилизации (да, он временный, но тем не менее).
С точки зрения миграционной политики стоило бы посмотреть на квалификационные предпочтения. Низкоквалифицированный труд выгоден, но мы видим, что при этом хуже качество работы. Притом есть сильная дифференциация между теми, кто работает по узким специальностям (электрики, сантехники и так далее), и низкоквалифицированными мигрантами. Первые работают крайне эффективно и зачастую не собираются возвращаться на родину.
Но в большинстве своем, конечно, у нас есть проблемы с миграционными кадрами. Вся рабочая сила, которую в принципе могла принять наша экономика – не в сфере обслуживания, ЖКХ и строительстве, а там, где требуется инженерное образование, – уже у нас или в других странах (той же Юго-Восточной Азии). Поэтому нужно для начала ответить на вопрос, какие кадры нам нужны, кого мы готовы приглашать и обеспечивать рабочими местами. Думаю, стоило бы озаботиться подготовкой этих кадров совместно со странами-донорами. Подобные проекты вынашиваются не один год. Надо двигаться дальше.
По стройкам у нас уже назрела серьезная проблема. Я бы назвал ее «строительная растяжка». По завершении спецоперации нужно будет восстанавливать территории новых субъектов, по минимальным оценкам Минстроя, для этого нужно 30–40 тыс. строительных рабочих, причем не просто чернорабочих, а квалифицированных. У нас уже сейчас дефицит рабочей силы – примерно 35 тыс. строителей на Восточном полигоне. Мы ориентируемся на Восток – нужна модернизация Транссиба, БАМа и всего Восточного полигона. Возникает вопрос, откуда брать столько рабочей силы. Стоит подумать о том, чтобы целенаправленно готовить мигрантов для определенных задач.
Хотел бы обратить внимание на один момент: Россия уже не является рынком труда, который безальтернативен для мигрантов. Зачастую мы проигрываем по уровню заработной платы другим странам, народ начинает потихоньку смещаться туда. Поставить тут дополнительный заслон – это подтолкнуть миграцию той рабочей силы, которая могла бы использоваться у нас.
Что касается увеличения нелегального миграционного потока, то такой риск есть, он значимый, как и всегда, но тем не менее он не увеличивается в объеме за последние годы.
Таким образом, предложений может быть сколько угодно, а принимать решения надо очень аккуратно, так как уже сейчас есть дефицит рабочей силы. При этом у нас немало проектов.