Указ президента №757: определенность против тревожности
В регионах, подвергавшихся обстрелам в период проведения спецоперации (например, в Белгородской и Курской областях), в конце сентября – первой половине октября 2022 года циркулировали слухи, что на этих территориях может быть введено военное положение. В итоге, как известно, максимальный уровень реагирования был введен только на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.
Вероятно, указ президента №757 будет по-разному восприниматься разными сегментами аудитории в регионах, где в итоге был введен средний уровень реагирования. Среди более тревожной части общественности будут периодически обсуждаться слухи о введении более жестких ограничений на всей территории данных регионов. Не будем забывать, что губернаторам таких субъектов РФ дано право на «введение и обеспечение особого режима въезда на территорию и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней». Для туристических регионов (как известно, средний уровень реагирования действует в том числе в Крыму и Краснодарском крае) такие слухи, безусловно, являются проблемным фактором.
С другой стороны, как показывает опыт пандемии, тревожность в связи со слухами о введении новых ограничительных мер не может долго держаться на максимальном уровне. Менее тревожная часть общественности, оценивая градацию регионов по уровню реагирования, закрепленную в указе, скорее, отметит, что, по крайней мере, на ближайшее время определились, обозначены рамки мер, которые власти могут принять в конкретных регионах в связи с угрозами безопасности.
Поручение Владимира Путина Сергею Собянину в качестве главы комиссии Госсовета по направлению «Государственное и муниципальное управление» «совместно с администрацией президента подключиться к обеспечению координации работы регионов», конечно, выделяет действующего мэра Москвы на фоне других губернаторов. Его управленческий опыт (как в период пандемии и в рамках реагирования на санкционный кризис) вновь востребован в контексте решения федеральных задач.
Но это поручение президента может говорить и о более широких трендах. В частности, в ожидании будущих перестановок в губернаторском корпусе нас почти наверняка ждет новая волна слухов о массовом назначении на посты глав регионов выходцев из силовых структур. Но недавние решения президента пока косвенно свидетельствуют против таких прогнозов: ключевые решения в сфере регионального управления в новых условиях по-прежнему возлагаются на гражданских администраторов.
Кстати, и формат контроля за оказанием социальной поддержки семьям мобилизованных («совместно с Народным фронтом, движением «МыВместе», волонтерами»), о котором президент говорил в связи с поручением в этой сфере главам регионов, предполагает запрос даже не просто на гражданских администраторов, а в идеале на управленцев с публично-политическим опытом, способных выстраивать каналы обратной связи и взаимодействовать с общественными организациями.