Юрченко предложили укрупнить сельские районы в рамках новой стратегии развития Новосибирской области
Проект актуализации стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года был представлен губернатору Василию Юрченко. Документом предусматривается создание межмуниципальных агломераций сначала по модели единого экономического пространства, а в перспективе — административного укрупнения. Всего их должно быть шесть. Авторы стратегии считают, что поодиночке ни один из сельских районов не имеет экономических перспектив.
Вчера на заседании правительства Новосибирской области был представлен проект актуализации стратегии социально-экономического развития региона на период до 2030 года. Его разработчиком стало московское ЗАО РБС.
«Необходимость обновления этого документа вызвана изменениями как внешних условий, прежде всего это последствия мирового кризиса 2008-2009 годов, вступление России в ВТО, так и внутренних, в частности принятием новых документов на федеральном и региональном уровнях», — пояснила министр экономического развития области Галина Бабкина. Она напомнила, что прежняя стратегия была принята в 2007 году и рассчитана до 2025 года.
Представил проект президент РБС Андрей Максимов. Среди новых идей особый интерес вызвало предложение разработчиков создать в Новосибирской области шесть межмуниципальных агломераций. По словам господина Максимова, такие «новообразования» должны иметь относительно равномерный уровень экономического развития и сравнимую численность населения. Сейчас область административно делится на 30 сельских районов и четыре города областного подчинения, не считая Новосибирска.
Как сообщил „Ъ“ директор центра управленческих технологий РБС Андрей Евсеев, центрами агломераций с присоединением соседних районов на западе области должны стать райцентры Куйбышев и Барабинск, Татарск, Карасук, на востоке — Тогучин, Черепаново, Коченево. «Один из принципов формирования агломераций — транспортная доступность, чтобы от границы до центра новообразования можно было добраться не более чем за четыре часа», — пояснил господин Евсеев. По его словам, на первом этапе областные агломерации будут создаваться на основе системы межмуниципальных договоров и экономического сотрудничества. В дальнейшем этим укрупненным формированиям предполагается придать официальный административный статус и создать надмуниципальные органы власти.
«По нашим оценкам, за исключением Новосибирска, число жителей почти во всех районах области за последние семь-восемь лет и доля производства сельских муниципалитетов в региональном ВВП неуклонно падают. Продолжать поддерживать эти муниципалитеты, как это делается сейчас, значит распылять ресурсы и никогда не получать никакого прорывного результата. Напротив, в каждой из создаваемых агломераций население будет около или свыше 100 тыс. человек, а это уже один из весьма значимых факторов инвестиционной привлекательности», — считает господин Евсеев.
Вице-губернатор Виктор Козодой скептически отнесся к идее областных агломераций. «С управленческой точки зрения было бы прекрасно сделать вместо 30 районов шесть. Однако я не представляю, как это можно юридически осуществить в рамках действующего ФЗ-131 (об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. — „Ъ“). Такого опыта укрупнения муниципалитетов в России нет, и этот закон пока не предполагается ни отменять, ни актуализировать», — пояснил он. Господина Козодоя поддержал губернатор Василий Юрченко: «Гадать на кофейной гуще нельзя. Теоретически я могу сказать, как это можно сделать по 131-му закону, но практически сделать это не смогу».
Впрочем, глава региона оставил разработчикам шанс доказать выполнимость этой идеи. Василий Юрченко поручил минэкономразвития и другим профильным министерствам провести вместе с разработчиками из РСБ дополнительное широкое обсуждение документа, с тем чтобы «принять его до конца этого года».