Развитие Челябинской области: импортозамещение, сотрудничество, поддержка федерального центра
Весной появились новые вызовы, связанные с изменением международной конъюнктуры и усилением санкционного давления на Россию. Это обстоятельство оказывает непосредственное влияние на стратегию развития Челябинской области: с одной стороны, значимость региона в российской хозяйственной системе подразумевает особый вклад в преодоление негативных последствий новых санкций; с другой – созданные санкциями проблемы и ограничения не могут не отразиться на утвержденных ранее проектах и приоритетах.
Опережающее импортозамещение. Поддержка промышленности
Статус крупного промышленного центра определяет потенциал участия предприятий Челябинской области в программах импортозамещения на системном уровне. В начале марта по инициативе губернатора А.Текслера под эгидой экономического блока правительства создан региональный центр импортозамещения, в сферу компетенций которого вошел широкий спектр задач по организации деятельности в условиях санкционных ограничений. Центр объединяет специалистов из региональных институтов: Минэкономразвития, Министерства промышленности, Фонда развития промышленности, Агентства международного сотрудничества, центра «Мой бизнес». Принципиальная задача — в организации эффективной кооперации между отечественными предприятиями, чтобы как можно скорее преодолеть уязвимости, связанные с прекращением сотрудничества с иностранными партнерами. В перспективе не исключается подключение иностранных компаний, занимающих нейтральную позицию и не присоединившихся к антироссийским санкциям. В центр импортозамещения уже обратились около 400 компаний – как предполагаемых потребителей, так и потенциальных поставщиков, предлагающих наладить производство необходимой продукции. Как ожидается, после завершения создания федеральной базы данных обмен информацией между предприятиями из разных регионов будет централизован.
Важная часть программы импортозамещения – модернизация и адаптация механизмов поддержки промышленности. Прежде всего расширяется перечень системообразующих предприятий. Этот статус позволяет рассчитывать на дополнительные меры поддержки со стороны федерального центра. В апреле в новый перечень системообразующих компаний России, составленный Минпромторгом, вошли несколько десятков предприятий Челябинской области. Они уже направили запросы на федеральные льготные кредиты на общую сумму около 31 млрд рублей. Независимо от присутствия компании в федеральном стратегическом перечне власти Челябинской области будут оказывать содействие всем предприятиям при переходе на импортозамещение. Созданная в годы пандемии административная инфраструктура, в том числе антикризисный штаб, будут переориентированы на решение задач импортозамещения. Фонд развития промышленности докапитализирован на 250 млн рублей – эти средства пойдут на укрепление поддержки НИОКР. Губернатор А.Текслер обратил особое внимание на логистические возможности региона: власти планируют перезапустить проект транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» (см. следующий раздел).
Программы поддержки в области импортозамещения охватывают также малый и средний бизнес через программы субсидирования и льготного кредитования. Компании МСП встраиваются в производственные цепочки с участием крупных предприятий. В 2022 году в Челябинской области втрое увеличен объем финансирования мер поддержки МСП в сравнении с предыдущим годом.
Уход иностранных компаний с российского рынка и резкое прекращение импорта в некоторых чувствительных отраслях открывает и новые возможности для российских производителей, создает условия для вынужденного оперативного преодоления отставания и повышения самодостаточности российской промышленности. К сфере специализации Челябинской области относятся металлургия (ММК, ЧМК, ЧТПЗ, ЧЭМК), машиностроение (ЧТЗ, «Уралавтоприцеп», Усть-Катавский вагоностроительный завод), атомная и оборонная промышленность, в меньшей степени АПК. Импортозамещение будет реализовываться в первую очередь в этих отраслях. Кроме того, к приоритетным сферам принято относить производство строительной и дорожной техники, оборудования для нефтедобывающей и газодобывающей промышленности. Задачи по локализации производства легкой промышленности и потребительских товаров также могут решаться в рамках хозяйственной системы Челябинской области: одежда, обувь, мебель.
По предварительным оценкам, Челябинская область уже находится среди регионов-лидеров в области импортозамещения. Именно в Челябинске проходит 25-26 мая первый Всероссийский форум «Импортозамещение. Новые возможности». На форуме обсуждались актуальные проблемы трансфера технологий, финансовой и других форм поддержки отечественной предприятий, цифровизации промышленности. В форуме приняли участие представители фондов развития промышленности из других регионов России.
Примеров эффективного импортозамещения в Челябинской области немало. Так, в апреле стало известно, что автозавод «Урал» запустит серийное производство деталей для тяжелой техники (прежде всего ведущих мостов и передних осей для автомобилей повышенной грузоподъемности и дорожной техники) уже в 2024 году, на два года раньше запланированного срока. Даже сейчас уровень локализации на заводе составляет около 90%, но планируется полностью исключить зависимость от иностранных комплектующих и расширить экспорт. Разработаны отечественные версии металлорежущих инструментов, налажено производство холоднокатанного листа, оцинковки, труб большого диаметра и другой металлопродукции. Челябинский радиозавод «Полет» запустил программу производства деталей для «Локатора» (прибор, который помогает диспетчерам видеть обстановку на небе). Предприятия Южного Урала заявили о готовности сотрудничать с «Газпромом» по производству необходимого оборудования.
На повестке дня — значимый инвестиционный проект строительства предприятия по производству металлического марганца (особенно востребован в металлургии) в Троицке Челябинской области. Сейчас этот материал импортируется главным образом из Китая.
Ведутся разработки высокотехнологичной продукции. Например, челябинское НПО «Электромашина» разработало зарядную станцию для электромобилей, которая позволяет зарядить машину на 80% за 20 минут. Челябинская область присоединилась к кампании по импортозамещению в области программного обеспечения. К 2024 году планируется завершить отказ от Windows в органах власти региона. Курирует поддержку IT-отрасли АНО «Центр развития цифровых технологий Челябинской области». Заслуживает внимания то, что в челябинской компании «Интерсвязь» создали замену американским сервисам мобильных платежей ApplePay и GooglePay; российские сервисы уже в ближайшем времени будут использоваться для оплаты общественного транспорта в регионе по системе «Умный город».
Сотрудничество: межрегиональное и международное. Поддержка федерального центра
Руководство Челябинской области все чаще выступает с инициативами, которые по масштабам превосходят границы региона и направлены на укрепление сотрудничества с другими субъектами Федерации. При этом отмечается тенденция к усилению международного сотрудничества на евразийском пространстве. По-прежнему заметны и эффективны усилия А. Текслера по лоббированию интересов области на уровне федерального центра.
Большой резонанс вызвала новость о возобновлении проекта транспортно-логистического комплекса (ТЛК) «Южноуральский». Инициатива строительства сухого порта по обработке контейнерных грузов была представлена в 2012 году на Деловом совете ШОС и получила поддержку президента В.Путина в рамках масштабного курса на создание транспортных коридоров со странами Азии, нового «Шелкового пути». Комплекс полностью не запущен до сих пор. В конце апреля генеральный директор «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК) Е.Дитрих совместно с губернатором А.Текслером совершили рабочую поездку на площадку ТЛК «Южноуральский». В новых геополитических условиях стратегическое положение комплекса возрастает. Его развитие позволит увеличить торговлю с Китаем (прежде всего с Синьцзян-Уйгурским автономным районом) через Казахстан и расширить логистические цепочки со странами Средней Азии. Грузопоток через комплекс может быть увеличен в несколько раз, обсуждается возможность организации на его территории производства контейнеров. На базе ТЛК «Южноуральский» создается особая экономическая зона. Этот статус позволяет сделать из него не только крупный логистический, но и производственный комплекс. В привлечении внимания федерального центра к проекту, к идее его возрождения в новом качестве большое значение имели лоббистские усилия региональных властей, прежде всего А. Текслера.
Губернатор А.Текслер возглавляет комиссию Госсовета по направлению «Экономика и финансы» и регулярно выступает с различными инициативами на федеральном уровне. Из недавних — предложение скорректировать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акцизов с поправкой на текущую ситуацию. Это позволит производителям, работающим на внутренний рынок, сдерживать цены на металлопродукцию.
Основные внешнеторговые партнеры Челябинской области — Казахстан, Турция, страны Центральной Азии, Вьетнам, Египет. В последние месяцы отмечается усиление международной активности и контактов с представителями стран, занимающих дружественную или нейтральную по отношению к России позицию. В апреле губернатор А.Текслер совершил рабочую поездку в Туркменистан. Среди обсуждаемых направлений сотрудничества выделяется возможность поставок труб для газопровода «ТАПИ» и оборудования для линий электропередач. Кроме того, предприятия Челябинской области готовы оказать содействие в строительстве металлургических заводов в Туркменистане. Обсуждались поставки другой несырьевой продукции, в том числе автомобилей марки «Урал». В апреле в Челябинске состоялся Международный культурно-образовательный форум «Евразия-2022», в которым приняли участие около шести тысяч человек из России и иностранных государств.
Поддержка федерального центра имеет критическое значение с точки зрения реализации крупных инфраструктурных проектов, ранее инициированных региональными властями.
В Челябинской агломерации анонсирована масштабная транспортная реформа. Она предусматривает модернизацию парка общественного транспорта, изменение сети маршрутов, но особый резонанс связан с проектом метротрама в качестве альтернативы незаконченному и законсервированному метро. Создание в Челябинске линии скоростного (в том числе подземного) трамвая с задействованием имеющейся инфраструктуры метро в прошлом году поддержал президент В.Путин. На фоне Специальной военной операции и санкционного давления вице-премьер М.Хуснуллин допустил сдвиги по времени реализации строительства метротрама (по предварительному плану его планировалось запустить в 2024 году). Это послужило основанием для предположения, что вскоре программу закроют. Полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе В.Якушев заявил, что челябинский метротрам будет построен, несмотря на санкции. Стоимость проекта оценивается примерно в 73 млрд рублей.
Много лет в Челябинской области главной проблемой было принято считать экологию. Губернатор А.Текслер был избран в том числе на фоне ожиданий по поводу улучшения экологической ситуации. Этой задаче соответствовали первые инициативы главы региона: региональный экологический стандарт, усилия по снижению выбросов, рекультивация свалок. В регионе реализованы федеральный проект «Чистый воздух» и партийная программа «Чистая страна». Более того, руководство Челябинской области активно выступало за принятие федерального закона о квотировании выбросов. В регионе не раз заключались четырехсторонние соглашения между предприятиями, правительством Челябинской области, Минприроды и Росприроднадзором. Актуальный вызов — в том, что в понимании многих отраслевых игроков курс на импортозамещение с его безоговорочной поддержкой промышленности «ставит на паузу» экологические ограничения. Тем не менее все договоренности экологического характера с предприятиями региона остаются в силе. Продолжается мусорная реформа и рекультивация свалок: как ожидается, вскоре будет запущен мусоросортировочный комплекс в Магнитогорске.
Сохраняются и планы реализации других инфраструктурных проектов. Так, программы дорожного строительства (расширение трассы Челябинск-Екатеринбург, продление трассы Москва-Казань) остаются без изменений. Остаются в силе сроки реализации в регионе национальных проектов и социальных инициатив.