Появление премьер-министров в крупных регионах не облегчит жизнь губернаторам
Должность председателя правительства может стать обязательной для регионов с населением более 1 млн человек. Эксперты отмечают, что в некоторых субъектах в этом действительно есть необходимость, так как губернатор – это профессионал только в политике, но не в экономике.
Структура готова к реализации такой меры, это возможно. Первый заместитель губернатора, в принципе, может быть председателем правительства. Но это глобально ни на что в регионе не повлияет. Может быть, только усилит само правительство, потому что для такой структуры требуется серьезный руководитель. На данный момент есть много субъектов, в которых губернатор является и председателем правительства. Такая дополнительная нагрузка фактически ничего не меняет: все равно руководство исполнительной властью в субъектах Федерации остается за губернаторами. С другой стороны, фактически структура, когда первый заместитель губернатора является председателем правительства, уже реализована во многих субъектах.
Губернаторы выполняют и политические функции, и экономические. Но многие решения требуют специальных исполнительных подходов, поэтому эти две функции и разделяются: за губернаторами остается политическая функция руководства субъектом Федерации, а также в структуре существует исполнительная власть, у которой отдельное руководство. Становится понятно, что такое разделение политических и экономических функций необходимо. При этом фактически оно не поменяет расстановку сил внутри субъекта, а только потребует дополнительных компетенций и, соответственно, наличие специалиста, который ориентируется в данной сфере.
Относительно разделения субъектов Федерации по численности населения могу сказать, что крупными регионами сложнее управлять, поэтому таким образом снимается нагрузка с губернатора. Видимо, есть какие-то компетенции, связанные с работой исключительно исполнительного органа. То есть губернатор осуществляет общее руководство и выполняет политические функции, а правительством руководит его первый заместитель. Естественно, в регионах, где численность населения более 1 млн человек, выполнение этой функции требует отдельной компетенции. Дальний Восток, например, занимает чуть больше 40% территории страны, в его 11 субъектах всего проживают 8 млн человек. Другими словами, есть субъекты, в которых проживают менее 1 млн человек. В Приморском крае более 1 млн человек – и первый замгубернатора является председателем правительства. А Приморский край – один из самых сложных субъектов на Дальнем Востоке.
При этом есть также достаточно сложные субъекты Федерации с населением менее 1 млн, но и там существует разделение. Например, в Якутии есть отдельно руководитель республики и отдельно председатель правительства. И это тоже оправданно. Таким образом, есть исключения. Видимо, этот условный 1 млн жителей привязан к масштабам территории региона и является попыткой унификации.
Подытожу. Необходимо разделение политических и экономических функций. Нынешние условия мобилизационной экономики требуют отдельного погружения в компетенцию. С другой стороны, формально такое разделение ничего не поменяет на территории субъекта Федерации: все равно губернатор осуществляет общее руководство своей территорией. Я считаю, что в целом такая отдельная должность нужна.