Если мы переходим на ДЭГ, то должна быть единая система для всей страны
К концу марта Центризбирком должен определить список регионов, которые смогут на осенних выборах 2022 года применять дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Однозначно желание использовать ДЭГ выразила только Ярославская область, пишет «Коммерсантъ».
Что касается самого ДЭГ, то есть проблема повышения доверия к этому инструменту. Но напомню: то, что происходило в сентябре прошлого года в Москве, – это специфика и история Москвы. Другие регионы голосовали на платформе «Ростелекома», созданной по заказу ЦИК, и там проблем не возникло, как не возникло и каких-либо расхождений между традиционным и электронным голосованием. Проблемы возникли в Москве, где платформу разрабатывали в «Лаборатории Касперского» по заказу Департамента информационных технологий. Сейчас Департамент информационных технологий обещает ввести новые формы контроля за работой системы – тройной контроль. Вопрос в том, насколько это будет убедительно. Для репутации ДЭГ в столице максимально важно, чтобы результаты электронного голосования на муниципальных выборах этого года в целом совпали с результатами традиционного голосования на избирательных участках.
Я считаю, что если мы переходим на ДЭГ, то должна быть единая система для всей страны, за которую отвечает ЦИК. Также очень важно, чтобы были решены вопросы общественного наблюдения и контроля и вообще вопросы повышения доверия к этой системе.
Пока ДЭГ активно используется только на выборах в Эстонии. Там свыше 40% избирателей на выборах 2019 года в парламент использовали электронное голосование. В Эстонии вообще развита тема «электронного» государства, электронных ID и так далее. Может быть, нужно глубже изучить опыт Эстонии как единственной европейской страны, использующей ДЭГ, чтобы убедить избирателей в России, что эта система вполне адекватно отражает их волеизъявление.
Сам я отношусь к любым инновациям осторожно, считаю, что любые нововведения нужно вводить только тогда, когда уже невозможно обойтись без них. Но удобство ДЭГ не отрицаю и прекрасно понимаю, что для многих, особенно в условиях пандемии, это действительно выход.
Пока только Ярославская область готова использовать ДЭГ на выборах губернатора. Во-первых, использование ДЭГ в регионах – это вопрос технической готовности. Во-вторых, в Ярославской области новый врио губернатора, который, видимо, хочет, чтобы явка на выборы была максимальной. Ярославская область – это сложный регион, где сильное протестное голосование, где люди не так активно участвуют в выборах, как в других регионах. То есть там, где можно решить проблемы традиционными способами (например, проблему явки), их и решают традиционными способами. Также для достаточно продвинутой Ярославской области есть возможность выделиться и отличиться, что другие не считают необходимым.
Легитимация результата – это очень важный момент проведения выборов. В тех регионах, где результат предсказуем, где ситуация управляемая, нет необходимости устраивать какие-то эксперименты, в том числе и по той простой причине, что традиционного инструментария вполне хватает, чтобы решить любые поставленные задачи. В Ярославской области ДЭГ – это инструмент страховки на случай, если явка будет невысокой, то есть это инструмент для повышения явки.