Современный кандидат становится чуть ближе к народу
В этом сезоне заметно несколько трендов по кандидатам. Во-первых, все меньше и меньше крупных и действительно сильных бизнесменов идет в политику: из политики все труднее извлечь экономическую выгоду и экономические дивиденды. Политические – можно, а вот экономические – достаточно сложно, кроме того, есть серьезные требования к зарубежным счетам, собственности и так далее. Как следствие, люди, исключительно экономически заинтересованные, пытаются действовать по-другому: сами не идут в политику, не становятся кандидатами. В этом плане кандидат становится чуть ближе к народу.
Второй тренд сезона связан с тем, что среди кандидатов появилось довольно много общественников. Это люди, которые занимаются той или иной общественной деятельностью, являются экспертами в своих отраслях, иногда достаточно узких. Тем не менее у них есть определенное количество сторонников, которые их поддерживают. К сожалению, это количество сторонников, как правило, достаточно локально – либо территориально, либо профессионально. Это обстоятельство не обеспечивает претендентам победу. Такие кандидаты идут, как правило, с наивным представлением – раз они хорошо известны в своих узких кругах, значит, избиратель их примет. Но в ходе кампании им приходится менять тактику и действовать по-другому.
Третий тип кандидатов – это представители мелкого бизнеса: вполне обеспеченные люди, добившиеся определенного успеха в своей сфере. У них есть друзья-бизнесмены и друзья, которые работают в политике. Это такая дружная когорта молодых бизнесменов, которая пытается получить еще и общественно-политическое влияние.
И предвыборная риторика, и предвыборные платформы этих кандидатов немного отличаются от того, что мы видели и слышали ранее. В последнее время звучит довольно много популистских заявлений и лозунгов – тех, которые не имеют конструктивных путей решения. Они больше указывают на наличие той или иной проблемы, создают эмоциональный фон, взывают к какому-то ощущению несправедливости, требуют перемен, но не дают реальной структуры действий.
Фактически лозунги бередят народные раны, не предлагая реальных вариантов эти проблемы разрулить. Сами по себе программы есть, как правило, у представителей партий. Редко у какого кандидата-одномандатника предусмотрена своя уникальная серьезная программа. Кто-то из кандидатов от политических партий транслирует свои установки, пытаясь показать, что он самостоятельная фигура и не зависит только от партии. Кто-то действует в рамках того, что приготовила федеральная партия, и выглядит в этом плане неплохо: все-таки федеральные партии постарались и подготовили в этом году более-менее развернутые программы, особенно думские партии, такие как, например, «Единая Россия» со своей подробной Народной программой. У них большой региональный опыт, хорошая инфраструктура – есть возможность собрать все эти запросы и обработать, есть опять же нацпроекты. Если кто-то вообще читает программы, то Народная программа, пожалуй, самая конструктивная внешне. Самая интересная программа с точки зрения социальной риторики и как раз призывов к переменам – это программа «Справедливой России – Патриоты – За правду». У них много социальной повестки, есть призыв разобраться с пенсионным возрастом. Это самый актуальный повод, который лежит на поверхности и требует решения. Такие левые лозунги, кстати, встречаются не только у кандидатов от «Справедливой России». Кандидаты, которые действуют самостоятельно, тоже склонны обращаться к пенсионерам и развивать истории, связанные с пенсионным возрастом.
Есть два типа кандидатов, которые сейчас встречаются чаще всего. Это кандидаты, которые идут в политику впервые, они как будто играются избирательной кампанией, пытаются придумать интересные ходы и действия. Они видны в своих округах, если им хватает финансов, чтобы быть заметными в информационном потоке. В целом такие харизматичные кампании есть – в Санкт-Петербурге несколько, например. Но большинство кандидатов просто присутствуют в наружной рекламе с более-менее успешным или нейтральным лозунгом и позиционируют себя членами какой-либо партии. Харизматичным кандидатам удается выделиться и запомниться персонально, и лично они получают какие-то голоса. Нейтральные кандидаты, которые присутствуют только в наружке, получают чаще всего рейтинги партий.
Отдельно на этом фоне стоят политически сильные кандидаты, которые давно присутствуют на своих территориях, вне зависимости от партий. Если они уже имеют опыт политической работы и опыт работы в конкретных муниципалитетах, на территориях и в районах, то они известны «на земле». Их рейтинги чаще выше, чем рейтинги партий, которые их выдвинули. У таких кандидатов, конечно, намного больше шансов победить: они получают и партийный рейтинг, и персональный рейтинг за счет своей работы на территории.