В Санкт-Петербурге мы наблюдаем одну из самых грязных кампаний, которые когда-либо были
В этой предвыборной кампании в Санкт-Петербурге скандалов действительно очень много, и связаны они не только с избирательной комиссией, но и с течением самой кампании. Дело в том, что очень много грязных технологий применяется в отношении даже зарегистрированных кандидатов. Это вопиющее явление. Мы наблюдаем одну из самых грязных кампаний, которые когда-либо проходили.
Что касается именно вопросов организации выборов, находящихся в юрисдикции городской избирательной комиссии, то здесь многое преувеличивают. Действительно, у нас мало зарегистрированных кандидатов-самовыдвиженцев и кандидатов тех партий, которые собирали подписи. В их отношении основанием для отказа в регистрации стал большой процент забракованных подписей. Здесь нужно говорить не о плохой работе избирательной комиссии, а о самом механизме этого сбора подписей. Он ужесточился в плане того, что могут писать сборщики, а что должен вносить сам избиратель, и от этого повысился процент брака. Я думаю, городская избирательная комиссия, также как и территориальная, отработали нормально, но сам инструмент сбора подписей себя изжил. Он превратился в инструмент политической игры, давления и так далее. Его нужно пересматривать. Это главная проблема.
Что касается противостояния бизнесмена Евгения Пригожина и губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, то, действительно, Пригожин использует факт нерегистрации и забраковки подписей как инструмент давления на региональные власти. Якобы оппозиционную «Родину» не пускают на выборы, хотя ничего оппозиционного в «Родине» нет, даже в ее риторике. Но ситуация странная: когда партия имеет хотя бы одного своего представителя в Госдуме, она не собирает подписи для участия в выборах в Госдуму, но собирает подписи в Законодательное собрание региона. Мне кажется, здесь нужно менять подход и законодательство. Если партия представлена в федеральном парламенте, то это означает прохождение всех фильтров, тогда она должна регистрироваться на всех уровнях без сбора подписей.
Также не зарегистрировали и кандидатов от партии «Новые люди», но они не спекулируют этим фактом политически. Они пытались обжаловать подписи по некоторым кандидатам, но им мало что удовлетворили.
Если говорить о публично-политическом рейтинге Беглова, то вся эта история – что слону дробина по одной простой причине: он не возглавляет пятерку, как некоторые губернаторы партии «Единая Россия», не участвует в выборах. В публичном политическом плане у него рисков никаких.
Но если говорить об оценке эффективности деятельности губернатора, которую проводит администрация президента, то там это может повлиять. Там есть четыре пункта, по которым оценивается выборная кампания: явка, скандалы на выборах и так далее. Вот по этим пунктам со стороны администрации президента какие-то выводы относительно Беглова могут быть сделаны, но что касается публично-политического рейтинга губернатора – вряд ли.
Надо понимать, что сложившаяся ситуация несет риски для всех участников политического процесса, не только для партии власти. Такие грязные выборы и скандалы подрывают легитимность выборов всех органов власти. Кто бы ни победил при такой грязной кампании, легитимность победителей будет гораздо ниже. И страдать будут прежде всего сами выбранные парламентарии и те, кто их выбирал.