Необходимо введение института независимого контроля за произведением дорожных работ
Президент России Владимир Путин в ходе «прямой линии» с населением заявил, что неудовлетворительное состояние автодорог является постоянной проблемой страны.
«Объем средств на цели дорожного строительства неуклонно растет. Однако проблема в том, что регионы не справляются с освоением этих денег. Губернаторы приходят и просят перенаправить дорожные деньги на другие нужды. Я надеюсь, что правительство не разрешит этого делать», — заявил глава государства.
Путин также высказался о необходимости общественного контроля за расходованием средств, выделенных на строительство и ремонт трасс. По его мнению, подобный контроль должен быть развернут во всех регионах.
«К сожалению, плохие дороги — это вечная российская проблема», — констатировал Владимир Путин.
Алексей Шляпужников:
— Дороги, конечно, одна из вечных проблем России. Но это совершенно не означает, что ее не надо решать. Напротив, это очень острая проблема, которая влияет на огромное количество сфер жизни россиян, на экономику страны и регионов.
Дороги — это безопасность. Более 60 процентов дорог в России не соответствуют требованиям безопасности. Это означает, что люди и грузы, перемещающиеся по нашим трассам в 60 процентах случаев сильно подвержены риску. Посмотрите, сколько людей гибнет на дорогах! Посмотрите, насколько быстро довольно качественные автомобили приходят в негодность.
Решение дорожной проблемы страны лежит отнюдь не только и не столько в плоскости наполняемости средствами дорожных фондов. Средств в бюджетах Федерации и регионов на эту статью расходов закладывается даже больше, чем необходимо. Но это при нормальном режиме расходования этих средств.
Нормальный режим расходования можно обеспечить, во-первых, изменением процедуры заключения госконтрактов на дорожные работы. На данный момент чаще всего компания, выигравшая тендер или конкурс, непосредственно не занимается производством работ. Она формально находит субподрядчика, а тот зачастую еще несколько. Таким образом, работы выполняет совсем не тот исполнитель, который был определен конкурсом, а сумма, выделенная на мероприятия по дорожному ремонту, уменьшается на 10-20 процентов с появлением каждого нового посредника. В итоге конечный исполнитель не связан практически никакими гарантийными обязательствами, вынужден экономить на материалах и рабочей силе (денег то пришло меньше, чем необходимо). Неквалифицированная рабочая сила получает весьма скромное возмещение за свой труд и всеми правдами и неправдами пытается увеличить его размер, продавая «налево» материалы и топливо, что приводит к значительным нарушениям регламентных работ. Когда спустя некоторое время госзаказчик обращается за гарантийным ремонтом некачественно отремонтированного дорожного полотна, компания, выигравшая тендер, переадресует эти требования субподрядчикам, многих из которых к этому времени уже и след простыл. Несмотря на это, те же компании продолжают выигрывать тендеры и конкурсы на подобные работы дальнейшем. В итоге им выгодно то, что дороги ремонтируются некачественно, потому как рано или поздно на их ремонт будет объявлен новый тендер, которые они смогут выиграть.
Чиновникам тоже, как ни странно, это выгодно, потому как они в срок и в полном объеме осваивают выделенные на дорожный ремонт средства. Невыгодно только стране и ее жителям — они так и не имеют качественных дорог.
Необходимо так изменить систему заключения подобных контрактов, чтобы она не позволяла заключения договоров субподряда и вынуждала участников торгов самим отвечать за качество выполненных работ. Тогда и новые технологии придут в дорожное строительство, и качество работ заметно улучшится.
Дополнительным стимулом к изменению ситуации, несомненно, сможет стать введение института независимого контроля за произведением дорожных работ. Разумеется, создавать для этого еще одно громоздкое государственное ведомство не имеет никакого смысла — это повлечет дополнительные бюджетные траты и повысит коррупционные риски в и без того весьма коррупциогенной сфере. Гораздо эффективнее будет привлечь к этой деятельности существующую по всей стране разрозненную массу общественных организаций автомобилистов, пешеходов и прочих неравнодушных к данной проблеме граждан. Это как раз и будет ярчайший пример правильного взаимодействия государства с сектором НКО, о котором столько говорится в последнее время.