На этих праймериз у «Единой России» появилось «молодое лицо»
С одной стороны, у партии «Единая Россия» сейчас продолжаются репутационные сложности, связанные с некоторым «инстинктивным бурлением» даже в электоральных массах с низким уровнем образования, которые не до конца могут осознать включение ряда непарламентских оппозиционеров или экстремистов. С другой стороны, безусловно, есть позитивные для партии власти моменты, которые связаны с тем, что все экономические структуры уже поняли, начиная со сложностей, связанных с последствиями эпидемии, и заканчивая внешними политическими проблемами, и никаких финансовых ручьев, рек или потоков на оппозицию – как парламентскую, так и непарламентскую – в эту кампанию не прольется.
Есть реальные финансовые сложности даже у тех партий, которые находятся в парламенте. Три партии, которые находятся на пороге вхождения туда, не в состоянии собрать бюджет даже на выборы в Законодательное собрание, не то что на федеральную кампанию. Возможно, ситуация изменится, если «высшие силы» скажут, что они не против того, чтобы в политических коридорах происходило определенное обновление. Но финансы поют романсы, это сказывается и на качестве работы идеологов партии парламентской оппозиции, и на качестве информационных кампаний.
Что касается «Единой России», то очень здорово, что партия дала поучаствовать в праймериз молодежи. Ощущение, что у партии появилось молодое лицо, – это хорошо. Очень вовремя подоспели национальные цели и национальные проекты, которые позволили переформатировать повестку и создать нечто подобное тому, что было в Стратегии-2020 в 2007–2008 годах. ЕР тогда сформировала идеологемы, которые работали на всех федеральных кампаниях до настоящего периода. Обработка и форма подачи пока не дотягивают до того уровня, но и кампания только начинается. Партия хорошо проработала нацпроекты и с территориальной точки зрения, и с точки зрения основных страт, и с точки зрения востребованности у населения. Впервые ЕР может выступить как в определенной степени популистская сила. До этого она заявляла, что не является популистской партией и не пойдет на поводу у общественности. Но в этот раз все нормально и национальные цели совпадают с теми национальными целями, которые общество ощущает важными именно для себя.
С точки зрения методики реализации кампании все пока только на старте. Примерно половина бюджета в этот раз будет съедена цифровыми технологиями. Бюджет на работу с Интернетом будет выше, чем бюджет телевидения или традиционных печатных СМИ. Влияние печатного слова будет исчерпываться электоральной нишей 55+.
Очень интересный и важный элемент – использование новых сетей, например TikTok, более качественное использование Instagram и YouTube. Есть контент, хорошо работающий на новую аудиторию, которая сейчас вошла в активный электоральный возраст. Но здесь опять же вопрос в «высших силах», которые могут дать возможность использовать новые технологии, а могут во избежание происшествий, аналогичных соседским, на всякий случай все затормозить до предела и сделать кампанию скучной, консервативной, с минимальной явкой и предсказуемым результатом.