Держать Кузбасс на одном угле уже невозможно
Президент России Владимир Путин поручил до конца марта утвердить программу социально-экономического развития Кемеровской области, сообщает ТАСС.
Пристальное внимание федеральных властей к Кузбассу связано с изменением роли угольной отрасли в современной экономике. Кемеровская область – угольный регион, такое изменение неизбежно ударит не только по работе профильных промышленных предприятий, но и по социальной сфере, по всем областям жизни региона. Сам по себе уголь не закончится, его значение не уменьшится, но оно изменится. Переход от энергетического угля к химическому займет определенное время. Важно, чтобы в этот переходный период регион не погиб.
Насколько затянется этот процесс, пока неизвестно, но постепенно в мире он уже начинается. Например, Германия, которая, не имея собственной нефти, единственная в мире занималась углехимией, уже заявила, что полностью отказывается от угля как от энергетического сырья. Россия тем временем занималась не менее важными нефте- и газохимией, но углехимию ей еще только предстоит создать.
Что касается программы социально-экономического развития Кемеровской области, то принять ее до конца марта вполне возможно. Другое дело, что на выполнение потребуется значительно больше времени. Федеральные власти намерены поменять стратегический вектор развития Кузбасса, потому что держать его на одном угле, как было последние 70 лет, очевидно, уже невозможно.
Развитие горнолыжного курорта, как и сельского хозяйства, в угольном регионе, конечно, неизбежно вызывает вопросы. С другой стороны, что остается делать в тот самый переходный период? С этой точки зрения ход вынужденный. Видимо, будет попытка очистить экологическую среду хотя бы вокруг курорта – сделать узкий кластер.
Автодорожный обход Кемерова связан не только с экологией. Проблема Кемерова – это проблема транспорта, даже для угольной промышленности она оставалась нерешенной. Любые дополнительные транспортные артерии – это попытка расшить узкое место в экономике региона (таковым оно было всегда), а заодно дать людям работу – это же кто-то будет строить, значит, будут рабочие места.
Чтобы решить экологический вопрос, нужны деньги и время. Даже закрыв самые вредные производства, придется разбираться с последствиями их многолетней работы. Взаимосвязь здесь вполне очевидна: чем меньше денег, тем больше сроки. Судя по тому, что говорил президент, это в том числе должны быть и деньги угольных компаний.