Иркутская область: регион накануне губернаторских выборов
7 августа врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев был официально зарегистрирован в качестве кандидата на пост главы региона. Вместе с ним муниципальный фильтр прошли еще шесть кандидатов из 17 заявленных, однако основным конкурентом врио эксперты единогласно признают депутата Госдумы РФ Михаила Щапова, выдвинутого от КПРФ. Тем не менее мнения экспертов относительно конкурентности предстоящих выборов расходятся: если одни высоко оценивают электоральные перспективы Щапова и делают ставку на сторонников экс-губернатора Сергея Левченко, то другие утверждают, что врио главы Кобзев далеко ушел от своих оппонентов, продемонстрировав не только умение ориентироваться в экстренных ситуациях, приобретенное за годы работы в МЧС, но и развитые хозяйственно-управленческие навыки.
Насколько сильно потенциальное тяготение региона к губернатору-коммунисту? Вероятнее всего, несмотря на наличие ядерного электората КПРФ, Михаил Щапов не сможет сплотить вокруг себя достаточное количество сторонников для победы на выборах. Это связано не столько с низкой узнаваемостью самого Щапова, которую кандидат вряд ли сможет увеличить в течение этого месяца, сколько с общим имиджем партии, сильно ослабленным на фоне отставки Сергея Левченко, уход которого сопровождали масштабные медийные скандалы. Несмотря на то что Щапова действительно можно назвать наиболее сильным оппозиционным кандидатом, ситуация в регионе не располагает к укреплению протестного потенциала, на котором Щапов мог бы сыграть. Буквально на прошлой неделе Игорь Кобзев добился выделения дополнительного финансирования для региона, а акцент на прозрачность и открытость выборов, который изначально провозгласил врио, автоматически нивелирует любые попытки оппозиции саботировать кампанию.
Большое значение имеет также качественная проработка имиджа Игоря Кобзева. С декабря 2019 года врио удалось постепенно избавиться от статуса «варяга», чему во многом способствовали не самые благоприятные обстоятельства. Эпидемия коронавируса стала своеобразным тестом на прочность для Кобзева, и ему удалось не только грамотно проработать этот вопрос, но и в целом проделать масштабную работу по модернизации системы регионального здравоохранения. Спокойная предвыборная кампания врио, организованная по классическим линиям, вызывает доверие населения и способствует дальнейшей интеграции Кобзева в региональную социально-политическую систему. При этом статус самовыдвиженца позволяет врио сплотить вокруг себя максимальное число избирателей, которые в первую очередь ценят результативность руководителя.
Бесспорно, определенные вызовы остаются. Например, ситуация с массивной критикой агитационно-пропагандистских материалов Кобзева в региональном Telegram-сообществе продемонстрировала, что оппоненты врио продолжают вести скрытую подрывную деятельность, в первую очередь фокусируя внимание общественности на якобы существующих связях между Кобзевым и региональными элитами. Тем не менее сама суть данной претензии при более тщательном анализе представляется безосновательной: действительно, всего за полгода федеральному чиновнику удалось установить эффективный диалог не только с электоратом, но и с представителями региональных элитных групп. На самом деле врио, скорее, можно охарактеризовать как руководителя, равноудаленного от всех региональных элит. Этот факт неоднократно подчеркивал как сам Игорь Кобзев, так и его сторонники, а заявленный врио тренд на честные выборы служит дополнительным доказательством этого вывода. Иркутская область плавно подходит к губернаторским выборам, и уже сейчас с высокой степенью уверенности можно прогнозировать бесконфликтное течение предвыборной кампании.