Неделя коммунальных ЧП: почему россияне гибнут в ямах с кипятком и остаются без отопления в морозы
С понедельника из регионов приходят новости о коммунальных авариях. Страну шокировала трагедия в Пензе, где двое мужчин погибли в яме с кипятком, образовавшейся из-за прорыва трубы теплотрассы. В Новосибирске, Барнауле и Курске тысячи людей остались без тепла и горячей воды, причем в Сибири уже наступили 20-градусные морозы. Собеседники «РК» констатируют, что износ коммунальных сетей в российских городах составляет 60–70 % (а где-то и больше) и без помощи государства эту проблему решить не удастся.
Пензенский провал
Утром 19 ноября в Пензе на улице Аустрина произошел прорыв трубы теплотрассы диаметром 500 мм. Горячая вода размыла грунт под асфальтом, из-за этого проезжавший мимо автомобиль LADA Largus, в котором находились двое мужчин, провалились в яму. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности двум лицам»), по поручению главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина контроль над расследованием уголовного дела взяли на себя сотрудники центрального аппарата СКР.
По информации «Коммерсанта», пока у следствия нет конкретных подозреваемых по уголовному делу.
Участок теплотрассы, на котором произошел прорыв трубы, обслуживает ПАО «Т Плюс». В компании заявили, что «ремонтных работ на месте происшествия не проводилось, участок полностью был в работе», а ежедневный профилактический осмотр «не показал никаких отклонений от нормы».
20 ноября губернатор Пензенской области Иван Белозерцев провел рабочее совещание в правительстве, посвященное ЧП на улице Аустрина. На мероприятии прозвучала информация, что, по предварительным данным, повреждение и прорыв теплотрассы могли произойти из-за того, что участок трубопровода находился в зоне повышенной транспортной нагрузки: из-за давления могла просесть бетонная плита короба теплотрассы, которая и повредила трубу.
Глава региона потребовал создать рабочую группу по обследованию потенциально опасных участков коммуникаций в Пензе. Ее возглавит зампред областного правительства Дмитрий Семенов. В комиссию, как пояснили в областном правительстве, войдут начальник ГУ МЧС по Пензенской области Сергей Козлов, глава администрации Пензы Андрей Лузгин, замглавы городской администрации по ЖКХ, представители компаний «Т Плюс», «МКП Теплоснабжение», других ресурсоснабжающих организаций.
«Нам тоже надо разобраться в том, почему это произошло. Почему не следили за гидравлическим режимом на теплотрассе? Почему, когда пошел большой объем подпитки воды, в компании это видели, не приняли меры? Есть специальные технические возможности, чтобы обследовать инженерные коммуникации. Почему компания-собственник не занимается этой работой, зная, что могут быть прорывы?» – возмутился он. Белозерцев обратился к представителям «Т Плюс», чтобы те поставили перед своим руководством вопрос о выделении средств на замену изношенных участков теплотрасс. По его словам, приемка работ по опрессовке системы теплоснабжения осуществлялась плохо. «Ответственные лица, которые летом проводили опрессовку, сработали спустя рукава. Всю систему приемки нужно поменять», – заявил он.
Как добавляет издание, в мае мордовский филиал ПАО «Т Плюс» отчитывался, что за несколько лет удалось снизить износ теплосетей с 80 % до 60 %. Месяц назад компания сообщила, что в 2019 году направила на подготовку энергетического комплекса Пензы к отопительному сезону более 500 млн рублей.
Местный Telegram-канал «Пензенская хунта» между тем критикует теплоснабжающую компанию за излишнюю экономию. По сведениям блогеров, «в компании резко сократили слесарей, технических специалистов».
«На самом деле подобная трагедия могла произойти в Пензе уже несколько раз. Просто, слава богу, пронесло, чудом удалось избежать катастрофы. При этом с населения собирают колоссальные деньги за отопление», – возмущаются авторы.
Канал «Желтый дом» между тем адресует претензии по поводу произошедшего губернатору Ивану Белозерцеву и недавно назначенному мэру Пензы Андрею Лузгину. В ответ на это пресс-секретарь главы региона Дина Черемушкина в своем канале «ДЧ» напоминает, что коммуникации принадлежат частной компании.
Новосибирск, Барнаул, Курск
Вечером 19 ноября крупная коммунальная авария произошла в Новосибирске. Из-за дефекта на теплотрассе без тепла осталось 60 зданий, в том числе 43 многоквартирных дома в Северо-Чемском жилмассиве на окраине Новосибирска. После устранения последствий аварии, 20 ноября, произошел второй прорыв на том же участке сети. Повторная авария затронула более 20 зданий, в том числе 12 многоквартирных домов, передает ТАСС. В эти дни в Новосибирске были 25-градусные морозы.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников прервал работу на форуме «Транспорт России – 2019» и срочно вылетел в Новосибирск, чтобы лично проконтролировать работы по восстановлению теплоснабжения в жилых домах и социальных учреждениях. Утром 21 ноября Травников провел совещание в оперативном штабе, развернутом на месте коммунальной аварии в Северо-Чемском микрорайоне, сообщало ИА REGNUM. В этот же день Сибирская генерирующая компания (СГК) объявила об устранении аварии.
Telegram-канал «Сибиряк», комментируя решение Травникова прервать работу в Москве для контроля за устранением аварии в Новосибирске, отмечает, что губернатору «как-то не положено по рангу заниматься подобным». «Причина кроется в политических договоренностях с мэром Новосибирска Анатолием Локотем», – предполагают авторы
20 ноября в Барнауле около 2,5 тысячи человек остались без тепла, коммунальную аварию ликвидировали более 10 часов. В этот день в Барнауле было -23 °С.
Губернатор Алтайского края Виктор Томенко, который в это время находился в Москве, сообщил в Instagram, что держит на контроле ситуацию с устранением последствий аварии. Пост глава региона проиллюстрировал скрином с экрана телефона, где врио главы Барнаула Вячеслав Франк отчитывается ему, что специалисты приступили к монтажу новой трубы, отмечает ИА «Амител».
Telegram-канал Homo altaiensis в связи с этим сделал вывод, что ситуация с порывом трубы на проспекте Ленина, 142, в Барнауле показала, что и власти, и энергетики, и пресс-службы выучились на своих ошибках во время коммунальных ЧП прошлой зимой.
«Повреждение магистральной теплосети произошло ночью 20 ноября. Новость об этом появилась на офсайте Барнаула в 07:22. Оперативное совещание в мэрии собрали в 08:00. На нем четко и ясно объяснили, что происходит и как устраняют аварию. Информацию опубликовали на официальном сайте Барнаула в 08:51. В течение дня регулярно появлялись новые сообщения по теме. Ситуацию из Москвы мониторил губернатор Алтайского края Виктор Томенко, – пишут блогеры. – Плюс к этому энергетики оперативно устранили повреждение. По сообщению в сториз Instagram СГК, уже в 17:40 началось заполнение теплосети. То есть все отработали дружно и, что самое главное, максимально открыто».
Между тем сегодня, 22 ноября, ТАСС передает, что Барнаульская теплосетевая компания (БТСК) устраняет новую аварию на сетях, которая оставила без отопления более 1,2 тысячи жителей Барнаула и одно медицинское учреждение.
В ночь на 22 ноября из-за аварии на теплосетях без отопления остались около 16 тысяч жителей Курска. Также отключение затронуло две школы, политехнический колледж, Юго-западный государственный университет, два детских сада и три поликлиники. Однако уже к полудню аварию устранили, сообщает РИА Новости.
Это начало?
Член комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ ТПП РФ Александр Толмачев, говоря о коммунальных авариях в регионах, напоминает, что 20 лет назад была введена графа об инвестиционных вложениях и потребители «стали платить в два раза больше за коммуналку».
По его словам, также планировалось привлекать внешние инвестиции в отрасль. С этой целью было принято решение ежегодно повышать цены на 25 %, чтобы бизнес со всего мира «прибежал вкладывать деньги в ремонт наших теплотрасс». Однако местные монополисты, утверждает собеседник «РК», не пустили иностранные компании на рынок.
«Параллельно все эти годы в стране безумно развивался рынок новостроек. Причем застройщики договаривались с чиновниками строить желательно в центре городов, потому что на окраинах пришлось бы прокладывать новые коммуникации, а в центре этого не требовалось. И вот эти безумные стройки с нулевых годов привели к тому, что подземные токи вод, рек и ручьев были перекрыты, а воде нужно было куда-то деваться. В итоге начались мощные провалы, в том числе в Москве: на Петровке, Красной Пресне, Хорошевском шоссе. Причем провалы были глубиной не 1 м, а 20–30 м и шириной 300–400 м», – рассказывает Толмачев.
Он заявляет, что власти на местах не принимают никаких мер по мониторингу подземной ситуации, и, учитывая перечисленные факторы, приходит к неутешительному выводу: «Трагедия с провалом, которая произошла в Пензе, где люди сварились в кипятке, – это начало: все большие города, особенно Москву, это ждет».
Руководитель регионального центра «ЖКХ-Контроль», председатель комиссии Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских отмечает, что главная причина коммунальных аварий – большой износ сетей, который в среднем составляет 60–70 %, а где-то и больше, причем эта проблема касается любого региона и муниципалитета.
При этом Часовских, в отличие от предыдущего эксперта, считает, что муниципалитеты и ресурсоснабжающие предприятия самостоятельно эту проблему решить не смогут, поскольку «тех инвестиционных программ, которые принимаются, которые закладываются в тарифы, недостаточно».
«Для того чтобы все отремонтировать и привести в нормативное состояние, требуется гораздо больше средств. Но и перекладывать на собственников жилья этот вопрос ни в коем случае нельзя. Поэтому здесь, на мой взгляд, существует один выход: необходимо принятие такой же программы, как «Комфортная городская среда» или приоритетная программа «Жилье». И в сфере ЖКХ необходимо то же самое: нужна государственная приоритетная программа. В рамках этой программы федеральному центру нужно выделять средства на ремонт сетей. Потому что, как бы ни готовились ресурсоснабжающие организации, органы местного самоуправления к зиме, все равно прорывы будут, к сожалению. Это элементарная физика, от нее никуда не денешься: при износе 60–70 % где-то все равно будет рваться. То есть без помощи государства этот вопрос не решить», – заключает Часовских.