ОНФ может стать источником появления новых политических лидеров
Общероссийский народный фронт (ОНФ), созданный, по сути, как второй эшелон партии «Единая Россия», ставший символом общественной поддержки президента, на сегодняшний момент лежит на политическом складе очень нужных, но отложенных до времени вещей. При этом идут мероприятия, форумы, собираются проблемы регионов и фиксируется их устранение. Со стороны работа кипит. Правда, значение и роль ОНФ политологи и политтехнологи постоянно пытаются переосмыслить. То движение создавалось под выборы в Госдуму, то под президентские, то как кадровый резерв и так далее и тому подобное.
Сегодня, в преддверии выборов в Государственную думу – 2021, когда очевидна трансформация политической системы и смена политических лидеров (хотя бы в силу возраста назрела смена лидеров и «Справедливой России», и КПРФ, и ЛДПР), когда «Единая Россия» традиционно и постоянно находится в ситуации попыток ребрендинга, когда страна стоит накануне трансфера президентской власти, так и хочется спрогнозировать, что ОНФ – это площадка для появления новых политических провластных партий, опора будущего президента страны.
Однако есть серьезное опасение, что ОНФ может стать чем-то иным. Во-первых, ОНФ – это многолетний сбор, анализ и реальный контроль за ключевыми проблемными точками в регионах. Куда бы мы ни присылали своих экспертов и аналитиков для сбора «болевых точек» территории, ОНФ был одним из самых адекватных и объективных источников информации. Во-вторых, ОНФ в силу своей относительной изолированности от власти не берет на себя шлейф общего негативного отношения к власти. В-третьих, ОНФ объединяет действительно неравнодушных, но мало востребованных людей с реальными политическими амбициями и с хорошим политическим опытом и бэкграундом. Наконец, в-четвертых, большая часть проблем и болевых точек регионов связана с деятельностью властей, и региональной, и федеральной, которые по тем или иным причинам не могут решить конкретную проблему. По сути, получив карт-бланш на борьбу с «зарвавшимися» чиновниками на местах, ОНФ со временем становится политической силой, которая максимально велика, максимально приближена к президенту и при определенных обстоятельствах может быть максимально конфликтна в своих регионах.
Таким образом, в ситуации потери контроля над трансфером власти ОНФ может стать источником появления новых политических лидеров, владеющих ситуацией на местах, с легкостью называющих виновных в конкретных проблемах и берущих на себя ответственность за решение выявленных проблем. Пускай даже популистское решение.
В качестве рекомендации хочется пожелать присмотреться к региональным отделениям ОНФ, выявить там не столько публичных лидеров, сколько реальных работников, кто взаимодействует с гражданами. Сделать в грядущие два-три года ставку именно на этих людей как на специалистов по «конфликтологии» общественных процессов. Эти сотрудники ОНФ смогут стать хорошими спикерами и агитаторами, лидерами новой политической реальности.