Принуждение к компромиссу: как губернаторы добились возобновления производства на АвтоВАЗе
После двухдневного простоя АвтоВАЗ возобновил производство автомобилей на обеих площадках – в Тольятти и Ижевске. Остановка произошла из-за срыва поставок необходимых комплектующих нижегородским заводом «Автокомпонент». Руководители компаний не могли договориться по поводу новых цен. В результате в спор хозяйствующих субъектов пришлось вмешаться губернаторам Самарской и Нижегородской областей Дмитрию Азарову и Глебу Никитину. Собеседники «РК», анализируя ситуацию, приведшую к приостановке работы АвтоВАЗа, говорят, что проблемы у автопроизводителя будут возникать и дальше.
Претензии сторон
Группа «АвтоВАЗ» возобновила работу своих предприятий в Тольятти и Ижевске 5 июля, сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу автопроизводителя.
В компании отметили, что нижегородское ООО «Завод «Автокомпонент» возобновляет поставки компонентов и продолжит выполнять условия контракта. АвтоВАЗ будет взаимодействовать и обсуждать текущие вопросы с поставщиком «в рабочем режиме».
«Поставки возобновляются без дополнительных условий», – говорится в сообщении.
Ранее «Автокомпонент» заявил о возобновлении поставок комплектующих на АвтоВАЗ в полном объеме и достижении договоренности о совместной работе.
О приостановке производства АвтоВАЗ объявил 2 июля. Как заявили в компании, это произошло из-за срыва поставок нижегородским предприятием. В мае 2017 года СП «GM-АвтоВАЗ» уже приостанавливало производство из-за срыва поставок комплектующих поставщиком ООО «Завод «Автокомпонент». СП также приостанавливало работу с 9 по 11 апреля, тогда виновника остановки не называли.
Кроме того, АвтоВАЗ приостанавливал производство Lada Vesta в Ижевске в апреле 2018 года. Тогда причиной простоя также стал срыв поставок со стороны ООО «Автокомпонент».
Руководитель пресс-службы «Автокомпонета» Анна Евдокимова сообщила РБК, что с октября 2018 года между компанией и АвтоВАЗом ведутся переговоры о согласовании нового уровня цен на поставляемые комплектующие.
«Существующий уровень цен не позволяет покрывать расходы, связанные с производством комплектующих и их поставкой на конвейер АвтоВАЗа. Сложившаяся ситуация не стала неожиданной, это результат затяжных переговоров, которые и в настоящее время не завершены», – сообщила она.
По словам Евдокимовой, «Автокомпонент» делает все возможное для оперативного урегулирования данной ситуации и возобновления поставок в полном объеме. Она отказалась раскрыть детали переговоров с АвтоВАЗом.
«Автокомпонент» – единственный поставщик широкой номенклатуры деталей для АвтоВАЗа, например деталей для интерьера, сказал РБК представитель завода.
«Автокомпонент» работает с заводом с 2006 года, поставляя «широкий спектр комплектующих из пластика», сообщила РБК представитель компании Анна Евдокимова. По ее словам, на АвтоВАЗ приходится более 50 % заказов «Автокомпонента».
Автопроизводитель ранее заявил, что делал все возможное для недопущения этой ситуации и принимает все необходимые меры для скорейшего возобновления производства. АвтоВАЗ также отметил, что приостановка производства в данный момент не влияет на доступность автомобилей Lada в дилерской сети. Компания подчеркнула, что оставляет за собой право взыскать с недобросовестного поставщика понесенные убытки.
Рекомендации губернаторов
Во вторник, 2 июля, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров прибыл в Нижний Новгород, где проходил форум «Производительность 360», и встретился с главой региона Глебом Никитиным.
«Стороны обсудили ситуацию, сложившуюся в связи с остановкой производства АвтоВАЗа. Главы регионов подключатся к урегулированию вопроса», – говорится в сообщении пресс-службы правительства Самарской области.
3 июля губернатор Азаров заявил, что действия нижегородской компании «больше похожи на шантаж».
Продукция, по информации, которой я обладаю, имеется, но она не отгружается на АвтоВАЗ. Встает фактически главный конвейер завода. Под угрозой работа в ближайшие дни крупнейшего трудового коллектива. Информация, которой я располагаю, свидетельствует о том, что в контрактах о поставке на АвтоВАЗ указано: «Даже если стороны не договорились об изменении цены, а изменение фиксируется соглашением сторон, отгрузка продолжается, это обязанность поставщика», – отметил Азаров.
В этот же день свою позицию озвучил и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Он сообщил, что рекомендовал руководству ГК «Автокомпонент» в максимально короткие сроки найти компромиссное решение с руководством АвтоВАЗа.
«Моя позиция, что административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов не приносит пользы экономике. Однако считаю неправильным, когда ситуация может отразиться на судьбе трудовых коллективов», – цитирует ТАСС Никитина.
Он подчеркнул, что его позиция совпадает с точкой зрения губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, который считает, что руководство АвтоВАЗа должно приложить встречные усилия для разрешения ситуации.
«В этом мы полностью солидарны с Дмитрием Азаровым», – добавил Никитин.
В итоге после двухдневного простоя АвтоВАЗ вновь приступил к работе.
Решение в «пикалевском стиле»
Конфликт между двумя компаниями обсуждали и авторы Telegram-каналов. Свою версию событий приводил, в частности, канал «Ясно понятно».
«АвтоВАЗ такой АвтоВАЗ. С 1 июля компания подняла цены практически на все версии автомобилей Lada Vesta и Lada Granta. Стоимость машины выросла на 5 тысяч рублей. А с третьего числа прекратила их сборку на подчеркнуто неопределенный срок. Ну, а что? С точки зрения маркетинга ход годный. Поднимаем цены в сегменте массового спроса, после этого создаем на рынке нервную обстановку, подогреваем слухи о дефиците машин. Тем самым давим на активность потребителей, «Жигули» расходятся как горячие пирожки по более высоким ценам. Потом спокойно запускаем производство. Профит?» – иронично замечают авторы.
Между тем канал «Нижегородский эксперт» считает, что «путь, который привел к остановке конвейера, начался 10 лет назад из Самары». Канал напоминает, как в середине 2009 года автопроизводитель фактически потребовал от поставщиков снизить цены на 10 %. «Экономические реалии кризиса диктуют необходимость значительных перемен взаимоотношений АвтоВАЗа со своими поставщиками в первую очередь в вопросе снижения закупочных цен», – объяснял это решение в 2009 году глава компании Борис Алешин.
«С тех пор аналогичные «переговоры» с партнерами автозавод проводил регулярно. В 2016 году они привели к банкротству другого поставщика комплектующих – тольяттинского «АвтоВАЗагрегата». И вот, похоже, настал тот случай, когда нижегородскому «Автокомпоненту» оказалось дешевле не работать, чем работать. Вероятнее всего, молниеносный вывод конфликта двух предприятий на политический уровень заставит «Автокомпонент» вернуться к условиям контракта и возобновить поставки, и это станет для АвтоВАЗа основанием для продавливания своих цен», – делают вывод авторы.
Тем временем канал «Столовка белого дома» считает, что АвтоВАЗ «откровенно хромает и спотыкается», и ситуация с двухдневной приостановкой работы это подтверждает. «На этот раз причины в регулярных сбоях в поставках с нижегородского «Автокомпонент». В этот раз «пожар» тушили весьма убедительными речами полпреда в ПФО Комарова и губернатора Самарской области Азарова в путинском пикалевском стиле «ручку верните». Надолго ли хватит этого дара убеждения приволжских начальников, мы предсказывать не готовы. Но сегодня на наши дороги и бездорожье снова начнут сходить новые «Лады», – резюмируют блогеры.
Борьба за цену
Собеседники «РК», анализируя ситуацию, приведшую к приостановке работы АвтоВАЗа, говорят, что проблемы у автопроизводителя будут возникать и дальше.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов объясняет, что сейчас сокращаются программы стимулирования спроса на автомобили, в результате чего может произойти падение темпов роста рынка. В свою очередь, особенно усилится конкуренция в сегменте автомобилей стоимостью до 1 млн рублей.
Поэтому, продолжает эксперт, компания «давит на поставщика автокомпонентов». Как правило, подобные переговоры не выносятся в публичную плоскость, но в данном случае очевидно, что стороны зашли в тупик. А власти регионов в подобных ситуациях обязаны «держать руку на пульсе».
«Для Самарской области это особенно актуально: АвтоВАЗ – это одно из стратегических предприятий региона, оно формирует большое количество рабочих мест, поэтому для области крайне важно стабилизировать его работу как можно быстрее. Дело в том, что «Автокомпонент» является фактически основным поставщиком для АвтоВАЗа, то есть альтернативы у тольяттинского завода нет. То же самое касается нижегородского предприятия: основной потребитель у него АвтоВАЗ. То есть переговоры будут носить достаточно жесткий характер просто потому, что у сторон нет альтернатив. Поэтому, собственно, появились посредники в лице губернаторов Самарской и Нижегородской областей, с учетом того что для обоих регионов крайне важно сохранить производство на данных предприятиях», – говорит Абзалов.
Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что подобные споры между предприятиями – это проблемы менеджмента.