Разобраться в истинной причине конфликта в Чемодановке могут и должны компетентные правоохранительные органы. Задачей эксперта-политолога, политического психолога в данной ситуации является разъяснение значения и остроты «национального вопроса», который возникает при обсуждении данного конфликта.

Есть четыре основных фактора, которые могут мгновенно дестабилизировать ситуацию в конкретном сообществе, поселке, регионе и так далее: социальное неравенство (богатые – бедные), межрелигиозные разногласия, концептуальные идеологические споры и, безусловно, один из самых взрывоопасных – межнациональные конфликты. В их основе идет разделение на базовые различия между людьми – различия по их национальному признаку, свой – чужой. Если даже в дружеской компании назвать всех участников по национальности и дать им определение по стереотипным негативным национальным признакам (например, украинцы – хитрые, русские – ленивые, евреи – жадные и так далее), то напряжение в отношениях (а возможно, и прямой конфликт) неизбежно. Как только конфликт начинает носить этническую, национальную оценку, он получает тенденцию увеличивать степень агрессивности и взрывоопасности. В этой связи нужно быть очень аккуратными в оценках.

Россия – многонациональная страна, где огромное количество народов и национальностей мирно уживаются друг с другом. Известными становятся единичные случаи конфликтов, получивших национальную окраску. Так было в Кондопоге (Республика Карелия), так произошло и в Чемодановке (Пензенская область). Изначально бытовая конфликтная ситуация, получившая национальную окраску (свой – чужой), привела к массовому выходу людей на улицы.

Вся история нашей страны – это история «положительного соседства» народов, в том числе и цыган. Опасными являются тенденции к компактному, обособленному проживанию представителей той или иной национальности внутри национального большинства. В таком случае обостряется восприятие представителя другой нации как «чужого», более явно проявляется оценка «есть мы и есть они», межнациональное напряжение увеличивается. При этом поляризация происходит в двух направлениях – и русское большинство, и цыганское меньшинство наделяют друг друга стереотипными оценками и видят друг в друге опасность. Выход может быть найден в «умной интеграции» в общественные отношения таких изолированных национальных сообществ. Национальные группы должны видеть смысл такой интеграции, а для этого нужно выйти за пустые фразы о мирном сосуществовании народов и толерантном отношении друг к другу, за пределы идеологии мультикультурализма и принять социально-экономическую зависимость друг от друга.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: