Экономическая специализация и искусственная конкуренция: что даст регионам Cтратегия пространственного развития


Правительство утвердило Cтратегию пространственного развития. Об этом на Российском инвестиционном форуме в Сочи сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев. Документ позиционируется как один из механизмов реализации нацпроектов – именно регионы считаются их основными исполнителями. Определение перспективных экономических специализаций для каждого субъекта Федерации, по словам премьера, позволит устранить искусственную конкуренцию между регионами и сделает поддержку их развития более адресной и эффективной.

На мой взгляд, перспективная экономическая специализация – это один из самых спорных пунктов стратегии. Не буду скрывать, я тоже имею отношение к разработке данного документа, знаю хорошо, как стратегия создавалась и каков ее первоначальный вариант. В команде разработчиков я была одной из тех, кто выступал скорее против того, чтобы этот пункт был включен, по крайней мере в том виде, в котором это сделано.

В принципе, сама по себе концепция стратегии имеет благую цель. Некую перспективную специализацию регионов высчитывать нужно. Но, на мой взгляд, она должна определяться в более крупном масштабе и совсем по-другому. Надо понимать, на что ориентируется регион: на производство продуктов массового потребления или разработку высокотехнологичной продукции. Почему это важно знать? Потому что это требует разной инфраструктуры. Вот эту специализацию нужно было определять ровно в той степени, в какой это необходимо для принятия управленческих решений по развитию инфраструктуры и так далее.

Что касается развития конкуренции между регионами, я считаю, что она должна быть. В чем была суть дискуссии: многие представители регионов приводили примеры, когда в соседних субъектах Федерации создавались идентичные производства. В итоге они сталкивались с перепроизводством товаров. Но, на мой взгляд, это в большей степени риски конкретных предпринимателей, которые сами должны адекватно оценивать рынок. А вот разговоры региональных властей о том, что они устали конкурировать друг с другом, если честно, звучат как: «Мы устали создавать благоприятные условия для инвесторов». Поэтому я скорее за конкуренцию, нежели за назначенные специализации регионов. Звучали также мнения, в том числе от федеральных чиновников, что нужно просто разбираться с поддержкой инвесторов. Конечно же, понятно желание федеральных и региональных властей разобраться в том, кого нужно поддерживать, а кого нет. Но этот процесс требует перестройки системы помощи инвестиционным проектам, а не создания специализаций для регионов.

Стоит отметить, что многие стратегии пространственного развития воспринимаются исключительно как элемент региональной политики, как документ, связанный только с созданием условий для сокращения межрегиональных дифференциаций. На самом же деле стратегия пространственного развития – это более широкий документ по замыслу. Этот документ является раскладкой всей федеральной политики на территории страны. Поскольку задача федеральной политики – это прежде всего ускоренное развитие страны и улучшение качества жизни населения в целом, естественно, что стратегия пространственного развития сочетает в себе эти две задачи (развивать пространство России, чтобы максимизировать рост экономики в целом, не забывая, что сокращение межрегиональных различий – это тоже одна из задач государства). Поэтому так цели и сформулированы, они включают в себя и то и другое, даже если это в некоторой степени противоречит друг другу. Потому что подъем экономики страны в целом чаще всего сопровождается ростом межрегиональной дифференциации. К сожалению, это та экономическая реальность, с которой сталкиваются во всех странах мира.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: