Задержание Арашукова в Совете Федерации – свидетельство того, что по-другому этого сделать не удавалось
Сразу два громких задержания высокопоставленных чиновников произошли 30 января. Сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова задержали во время заседания Совета Федерации из опасений, что он может скрыться, сообщает издание Lenta.ru. Журналистов в зал не пустили, заявив, что сенаторы решили обсудить вопрос в закрытом режиме. По словам источников, генпрокурор РФ Юрий Чайка зачитал положение о снятии с сенатора неприкосновенности, после чего его вывели из зала.
Позже стало известно о задержании отца сенатора – Рауля Арашукова, который является советником гендиректора компании «Газпром межрегионгаз» и депутатом Народного собрания Карачаево-Черкесии. Его подозревают в причастности к созданию преступной организации и многолетним хищениям газа «Газпрома» на сумму более 30 млрд рублей.
Кроме того, сотрудники Следственного комитета России и Федеральной службы безопасности проводят обыски в администрации подмосковной Балашихи, передает агентство ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах. Эксперты полагают, что информационное воздействие оказалось более высоким из-за задержания чиновника на рабочем месте.
Думаю, что здесь можно говорить не столько о волне задержаний или проверок высокопоставленных чиновников, сколько, образно выражаясь, о кругах, которые образуются на воде, когда падает камень. Вероятно, был материал на Рауфа Арашукова, полученный тем или иным способом. Начали операцию, вскрылась причастность и других лиц. В борьбе с коррупцией ничего плохого нет, этому явлению нужно противостоять постоянно. Проведение волнообразных проверок чиновников ничего не даст. Но если в процессе одного преступления натыкаются на другие факты нарушения закона, то на них, естественно, тоже нужно реагировать.
Ненормально, когда сенатора задерживают во время заседания. Но это означает, что до такого уровня дошло дело. Вспомним, как арестовывали мэра Махачкалы. Это напоминало взятие Берлина. Раз задержание пришлось производить таким образом, наверное, он обладал серьезными связями. А то, что за одним задержанием происходит другое, значит, что дело так раскручивается.
Кроме того факта, что задержание произошло во время заседания Совета Федерации, я ничего чрезвычайного не вижу. Если чиновник ворует, его нужно сажать. Однако, к сожалению, законы устроены так, что гораздо меньше усилий необходимо для доказательств невиновности коррупционера, чем его вины. Не так легко их посадить.
Для меня задержание в Совете Федерации – свидетельство того, что по-другому этого сделать не удавалось. Наверное, боялись, что он попытается сбежать или еще что-то сделать. В зале заседаний, вероятно, это было безопаснее сделать. Хотели они того или нет, но это стало политической демонстрацией. Арест чиновника у него дома – это одно, а задержание, которое могло пройти фактически онлайн, – другое. Информационное воздействие оказалось более высоким. Но я не уверен, что ставилась именно такая задача. Чего хотели на самом деле, знают только сами правоохранители. Но это тоже неплохо, когда есть некая демонстрация того, что за воровство нужно отвечать.
Сложно сказать, насколько обыски в Балашихе связаны с делом Арашукова. Но Подмосковье – это настолько богатый регион, что, к сожалению, возможностей для коррупции тоже очень много. Балашиха – это самый крупный город в Московской области, он не столица просто потому, что там не находится губернатор, поэтому все плохое и хорошее, что есть в области, находит там отражение.