Выборы во Владивостоке – «матч-реванш» для федеральных властей


Олег Кожемяко в первом туре выиграл губернаторские выборы в Приморском крае с результатом 61,88 %, или 420 тысяч голосов.

На мой взгляд, победитель на выборах губернатора Приморья не был очевиден. Но не в том смысле, что не было ясно, кто наберет наибольшее количество голосов. Было очевидно, что лидером гонки станет Олег Кожемяко. Также было понятно, что его результат будет в районе 50 % с небольшим, потому что Кожемяко достаточно хорошо вошел в контекст территории, побывал в большинстве городов и районов. Наиболее сложную для своего предшественника часть электората – бюджетников – смог увлечь за собой возможными перспективами и переменами в жизни территории, их семей, районов. Наиболее одиозных чиновников демонстративно уволил. В данном аспекте все было выполнено нормально, но и этого могло не хватить для победы, потому что работа в соцсетях и на его кандидатском сайте только-только начала разворачиваться.

Я отсматривал его странички в соцсетях. Во-первых, все они созданы как странички государственного служащего, а не простые аккаунты, подразумевающие возможность индивидуальных контактов и адресных обращений к избирателям. Только коллективное «отпевание». В ОК у него 598 читателей, в ВК где-то 480, что нормально для мэра небольшого городка. То есть продвижением в этих сетях никто не занимался. В Instagram больше подписчиков – 26 тысяч, но этот канал еще сахалинский, основные подписчики – оттуда. Facebook скорее играет роль федеральной площадки, но и там всего 1473 подписчика. А основные сетевые платформы, где ведутся сетевые избирательные кампании, – это «Одноклассники» и «ВКонтакте». Они хорошо локализуются. Работа на данных ресурсах у Кожемяко находилась в зачаточном состоянии для такого огромного региона. Сайт у него есть, он был неплохо развернут и насыщен информацией, однако на нем были представлены слишком большие форматы, плохо адаптированные для аудитории. Да и мало кто интересуется сейчас сайтами, как и ЖЖ. Современный человек не воспринимает информацию, когда целиком выкладываются часовые выступления политика. Это не формат для Интернета, должны быть адаптация информации, монтаж, тезисная подача. Ролики в стиле «роуд-муви» по встречам в районах монтировались в формате Instagram, то есть почти без текста и синхронов, размещались на сайте, оттуда шли на страницы в сетях. Нагромождение картинок. Были созданы деполитизированные информационные источники – группы Primorye в ОК (3747 читателей) и ВК (1612 читателей). Для прямой агитации в регионе, где территориальные группы насчитывают по 50–80 тысяч читателей, эти ресурсы не годились, поэтому их использовали для расшаривания пропагандистской информации в старые территориальные группы. Получалось это не очень хорошо, потому что формат подачи был слишком лобовым и комплиментарным для аполитичных и достаточно скептически настроенных территориальных групп.

Я бы сказал, что организационная составляющая кампании Кожемяко была хорошей, медийная – сносной, но не везде дотягивала до нужного уровня, что рождало некоторые сомнения в том, что удастся победить в первом туре. Достаточно серьезно пытались вмешаться федеральные оппозиционные игроки и некоторые локальные. Эти люди призывали прийти на выборы, чтобы испортить бюллетени и показать тем самым власти свое «фи» после отстранения от губернаторской кампании Андрея Ищенко. Там были и Алексей Навальный, и Сергей Удальцов, и сам Ищенко. Не было только КПРФ, которая, похоже, решила, разменять Ищенко на Хакасию. Да и сама власть постаралась подгадить себе, как обычно, выпустив под самые выборы «чернушников» с инфой, что ее основной оппонент – на содержании у Госдепа, криминала, коррупционеров и «голубого лобби». В общем, традиционно заявив, что выступать против власти могут только отпетые негодяи, находящиеся на содержании у всего самого подлого и мерзкого в крае и мире. Это, конечно, не принесло Кожемяко голосов, скорее наоборот. Все специалисты по выборам уже давно знают, что такие вещи вот так делать не надо. Но всегда находятся ресурсные «идиоты власти», которые это заказывают, думая, что сделают для начальника приятное и доброе дело, и исполнители, которые просто вписывают новые фамилии в традиционные «рыбы» и «схемы», объединяющие коррупционеров со Сбербанком, бандитами 1990-х, ЦРУ и пассивистами ЛГБТ. К счастью для Олега Кожемяко, разойтись широко по сетям это безобразие не успело (просмотров на Youtube около 1,5 тысячи), и волна «обратки» была не критичной. Было зафиксировано всего 27 тысяч испорченных бюллетеней, что сравнительно мало.

Не знаю, насколько тотально было охвачено контролем все избирательное поле, но количество испорченных бланков все же сравнительно небольшое (меньше 5 %). По собственному опыту знаю, что хорошая кампания «против» может дать до 35 % голосов. Здесь этого не случилось. А количество негодных бюллетеней в обычной кампании может превышать 1 %. То есть весь отмобилизованный протест уложился в 4 %, если не считать Андрейченко.

Результат представителя ЛДПР – вполне впечатляющий для человека, которого в сентябре вообще не рассматривали как серьезного игрока. Сейчас он набрал достаточно большой процент вообще без какой-либо агитационной кампании. Благодарить за это ему стоит Навального, который призвал голосовать «за второго».

Так что в воскресенье открытым оставался лишь вопрос, победит Кожемяко в первом туре или зависнет на второй. А выход претендента от партии власти во второй тур всегда вызывает надлом административного ресурса и некоторое сомнение элит в том, стоит ли поддерживать этого кандидата. В этом случае всегда есть проблема, даже если оппонентом власти во втором туре становится условный «конюх Федоров». Но проскочили. Хотя Кожемяко балансировал на грани: 61,88 % – это всего на 11 % голосов больше половины при отнюдь не самой высокой явке. А явка могла стать гораздо больше, если бы «чернуха» разошлась по сетям широко и абстинентов раззадорили тем, что они работают на «голубое лобби» и ЦРУ. В этом случае 11 % могли упасть в ничто, потому что по мобилизации власть выбрала весь свой ресурс. Не пришли именно «протестники», настроенные против Кожемяко. Они «проголосовали ногами». Те же из них, кто участвовал в голосовании, либо портили бюллетени, либо голосовали за Андрейченко.

Избирательная кампания сложилась достаточно благополучно для Кожемяко. С моей точки зрения, преимущественно за счет хорошей работы орговиков в районах и эффективной деятельности самого Олега Кожемяко, который объездил почти всю территорию, смог себя показать с лучшей стороны. Кроме того, присутствовала хорошая повестка – перенос столицы ДВФО во Владивосток. Это звучит красиво, хотя больших преференций в обозримом будущем не даст, но открывает серьезные перспективы для территории. Владивосток всегда претендовал на звание столицы не только ДВФО, но и вообще востока России. И в этот раз амбиции многих местных патриотов были удовлетворены.

Выборы во Владивостоке можно назвать «матчем-реваншем» для федеральных властей. Если бы они в очередной раз проиграли после первых двух туров в Приморье, Владимирской области и Хакасии, тогда понимание грядущих перемен на федеральном уровне выглядело бы очевидным в скорой перспективе. Многие игроки, которые затаились, могли бы выйти на политическую сцену.

Но сейчас власть показала, что способна одерживать победу, пусть и очень большими усилиями и почти без сопротивления оппонентов. Понимание того, как надо работать «кандидату власти» на конкурентных выборах, возвращается. Списывать ее рано, она вполне боеспособна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: