Снизить цены на топливо: работа с акцизами и участниками рынка


Рост цен на топливо до 100 рублей невозможен, у правительства есть инструменты, чтобы этого не допустить. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Козак на селекторном совещании с главами регионов по ситуации на рынке нефтепродуктов, его цитирует агентство «Интерфакс». Для того, чтобы увеличить стоимость бензина до отметки в 100 рублей за литр, нужно, во-первых, серьезное сокращение поставок топлива на внутренний рынок, во-вторых, необходимо, чтобы цены кто-то повысил (то есть это должны сделать АЗС). А более 50% АЗС — это вертикально интегрированные компании, с которыми уже договорились на совещании о том, что такие действия происходить не будут, как минимум, до июля. Кроме того, снижен акциз на бензин и дизель на 2-3 тысячи рублей (Акцизы на бензин и дизтопливо будут снижены на 3 и 2 тысячи рублей за тонну уже с 1 июня – прим.ред.). Понятно, что это позволит несколько стабилизировать цены.
Отмечу, что после «Прямой линии с Владимиром Путиным» цены на бензин и не растут. Другое дело, что: а) ситуация везде разная, б) необходимо принимать более серьезные решения, если мы реально хотим удержать текущие позиции. Почему? Во-первых, с экономической точки зрения сейчас разница между поставками на внешний рынок и на внутренний составляет примерно около 6 тысяч рублей с тонны топлива. То есть если, например, крупная компания поставляет нефтепродукты на местный рынок, то зарабатывает на 6 тысяч меньше с каждой тонны. Соответственно, чтобы было выгоднее делать поставки на внутренний рынок, необходимо сделать этот процесс более выгодным. Понятно, что непосредственное повышение цен — это очень социально опасный процесс, и никто на это не пойдет.
Каким образом можно снизить цены? Можно еще раз начать снижать акцизы на топливо. Об этом, в принципе, и говорилось, сделать их плавающими. Важно понимать, что акциз сейчас частично идет в бюджет регионов. Минфин уже объявил о том, что собирается акциз полностью оставить субъектам РФ. Потому что если раньше они получали до 60%, то в случае снижения акцизов, что и произошло, у них начнут выпадать доходы из бюджетов. Поэтому для того, чтобы каким-то образом стабилизировать ситуацию необходимо, во-первых, начать работу с акцизами, во-вторых, каким-то образом договариваться с нефтяными компаниями. Напомню, что власти пригрозили, что в случае, если не будет достигнут компромисс, то они могут повысить пошлины на нефтепродукты. Это (повышение пошлин на нефтепродукты), правда, противоречит налоговому маневру, который проводит Минфин в энергетике, который предполагает повышение НДПИ и снижение таможенных пошлин. Поэтому с данной точки зрения нефтяным компаниям придется, судя по всему, летом придержать цены, возможно, они получат взамен какие-то преференции. Если какие-то проблемы и возникнут, то решаться они будут уже в отдельно взятых регионах. Дело в том, что компании могут генерировать свои прибыли, т. е., например, работать в убыток или в нуль по АЗС, но при этом больше зарабатывать, например, на нефтедобыче или других направлениях. Проблемы возникают у АЗС, которые не являются вертикально интегрированными, занимаются исключительно закупкой бензина или нефтепродуктов и у них нет другой возможности где-то в другом направлении генерировать прибыль. Вот здесь есть сложности, потому что некоторые из них уже находятся на грани рентабельности. Если ситуацию как-то не стабилизируют, то эти АЗС начнут закрываться. В таком случае цены на энергоносители будут стабильными, но количество участников рынка сократится, и доступность нефтепродуктов станет ниже.
Кроме бензина у нас есть еще и другие производные нефтепродуктов, например, авиакеросин, повышение стоимости которого может привести к удорожанию авиабилетов и далее турпакетов. Поэтому для того, чтобы ситуацию несколько стабилизировать, необходимо, прежде всего, поработать с акцизами, возможно, продумать план их дальнейшего понижения. Во-вторых, необходимо будет в диалоге с нефтяными компаниями фактически в ручном режиме снижать цену на их продукты. И третий очень важный момент — необходимо держать национальную валюту стабильной. Дело в том, что одна из причин, по которым стало выгодно поставлять нефть на внешний рынок — это, в том числе, падение рубля. Потому что российский потребитель на бензоколонке платит в рублях, а его «визави» в странах Европы платит в евро. Соответственно, чем слабее национальная валюта, тем выгоднее продавать нефть в другой валюте.
Поэтому, я думаю, что с учетом угрозы повышения таможенных пошлин на ввозимые нефтепродукты ситуацию удастся стабилизировать. Чтобы цены за литр бензина поднялись до 100 рублей за литр, нужно, чтобы все нефтяные компании дружно вывели свои активы, заводы и топ-менеджмент за рубеж. Для этого также необходим будет резкий рост таможенных пошлин, акцизов и фронтальный фундаментальный рост цены на энергоносители. Поэтому я очень сомневаюсь, что это будет возможно. В некоторых регионах могут возникнуть проблемы, конечно. Думаю, что именно в таких субъектах федерации будут приниматься какие-то точные решения. Дело в том, что нефтепереработка не везде равномерно распределена. То есть у нас есть регионы, в которых несколько нефтеперерабатывающих заводов. А есть территории, в которых большая проблема с нефтепереработкой. Думаю, в этих регионах будут приняты конкретные решения со стороны губернаторов. Важно, с одной стороны, сохранить АЗС, чтобы они не стали массово закрываться, с другой стороны, важно стабилизировать цены. Но, судя по всему, никто ценники повышать не будет просто потому, что принято соответствующее политическое решение, как минимум, до конца лета. А ближе к осени ситуация может стабилизироваться по целому ряду причин. Но при всем при этом, без целого ряда изменений в самой системе налогообложения нефтяной отрасли данные проблемы будут периодически возникать. Кроме того, скорее всего, в ноябре на фоне санкций США простив Ирана цена на нефть может уйти из диапазона 80 долларов за баррель.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: