Москва перед выборами: протест переместился в область
В последнее время немного удивляет, что по сравнению с оценками и прогнозами января в Москве выросло ожидание явки на выборах 18 марта, и приблизительно ожидают те же проценты, которые были по Московской области на выборах в 2012 году. Поэтому если так происходит, то можно говорить, что по Москве выборы привлекли большее внимание людей, нежели выборы 2012 года, хотя и тогда в Москве они были нескучными.
Если оценивать протесты по новостям, которые попадают в топ, то акции скорее идут не в самой Москве, а в Московской области, и касаются в большинстве своем проблем, связанных с полигонами твердых бытовых отходов. По этой теме протест нарастает и еще будет нарастать. Говоря о Москве, стоит обратить внимание, что протест прошлого года, который был, может, самым большим за пятилетку, связанный с реновацией, ушел практически в ноль. Поэтому даже такая острая тема прошлого года на нынешнем этапе себя уже никак не показывает.
В выборах 2012 года в Москве проголосовало незначительно, но меньше половины избирателей, которые пришли на избирательный участок, и это был единственный регион, где Путин не получил большинства. Но, несмотря на некую активность Григория Явлинского и Ксении Собчак в нынешних выборах, Путин сможет набрать по Москве половину. Чуть менее половины наберут разные представители оппозиционных, в том числе парламентских партий. Вероятно, что разрыв между Явлинским и Собчак будет большой. Сейчас, судя по социологии и тенденциям, возможно, Собчак наберет даже немного больше, но, на мой взгляд, это все мелочи, на которые не стоит обращать особое внимание. Владимир Жириновский всегда собирает вокруг себя в сложные периоды протестные голосования, и количество голосов за него по Москве будет значительно больше, чем на прошлых выборах. Трудно сказать что-то про Павла Грудинина с учетом той объективной информации о недостатках в его избирательной кампании и всяких юридических казусов вокруг кампании, но он может набрать неплохой для себя результат.
С рядом оговорок, но я поддерживаю то мнение, которое высказывают многие на последнем этапе, что нынешняя избирательная кампания – это скорее не выборы, а референдум о степени доверия действующему президенту. И все остальные кандидаты, кроме Владимира Путина, ведут себя приблизительно в этих рамках, даже несмотря на то, что Собчак подавала иски против Путина с попыткой снять его кандидатуру с выборов. В какой-то степени, наверно, и Путин свою кампанию выстроил исходя из этого, не случайно с посланием Федеральному собранию мы ознакомились только 1 марта. Если за последнюю неделю не произойдет чего-то сверхкатастрофического, то референдум состоится с достаточно убедительной поддержкой президента, того курса, который он в какой-то степени обозначил в послании.
По окончании кампании будут две дискуссии: одна в левом спектре политического поля, другая в правом. Было бы важно привести эти спектры во вменяемое состояние, потому что при всем уважении к тому, что делали кандидаты, представляющие эти спектры, конечно, это не соответствует уровню того, что должно получать общество от оппозиции на данном этапе.