Восточный форум: о переселении, дорогах и бизнесе


Во Владивостоке стартовал третий Восточный экономический форум. В первый день ВЭФ президент раскритиковал правительство за малоэффективную работу по развитию макрорегиона и пригрозил принять «соответствующие меры». Губернаторы высказали свои предложения по решению проблем территорий, подписали ряд соглашений и выслушали местных предпринимателей. Подробности в обзоре «РК».

Почему покидают Дальний Восток?

6 сентября в рамках ВЭФ президент Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета по социально-экономическому развитию ДФО. Путин потребовал от правительства решительных и оперативных действий по развитию макрорегиона, из которого продолжают массово уезжать люди.

«Откровенно говоря, когда я смотрю на то, что делается, иногда возникает такое чувство, что совсем мало что делается, потому что хочется быстрее, хочется работать эффективнее — хочется, чтобы все мы работали эффективнее», — цитирует Путина «Газета.ру».

Виноват в такой ситуации, скорее, федеральный уровень власти, который не в состоянии обеспечить финансирование дальневосточных проектов в сфере строительства, транспортной доступности, обеспечения жильем.

«По ряду направлений картина, «не хочется говорить удручающая, но, мягко говоря, скромная», — продолжал глава России.

В частности досталось министру транспорта Максиму Соколову. С 2010 г. действует программа субсидирования авиаперевозок, количество субсидированных перелетов выросло, но возникли проблемы с доступностью субсидированных авиабилетов.

«Послушайте, я хочу обратиться к своим коллегам в правительстве. Я проанализирую, это серьезно, вот честное слово, я посмотрю на это самым серьезным образом, и кто не будет исполнять это — я хочу, чтобы все услышали — будут приняты соответствующие меры», — снова обратился президент ко всем коллегам в кабмине.

Владимир Путин напомнил о том, что в стране работает программа «дальневосточный гектар» — люди не только получают свое дело, но и основывают новые поселения. И нужно им содействовать в создании коммунальной инфрастуруктуры. А тем, кто освоил свои участки — предоставлять землю большей площади, считает президент.

Также следует распространить программу на соотечественников, которые приезжают из-за рубежа, продолжил глава государства.

«Нужно проанализировать сложности и бюрократические проволочки и сделать выводы», — цитирует его «Российская газета».

Необходимо поддержать тех, «кто приезжает с желанием работать на этой земле, создавать крепкие многодетные семьи».

Встречные предложения

Видимо, не только от себя, но и от лица многих губернаторов отреагировал на слова Путина глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт. Он уточнил некоторые цифры по оттоку населения. Например, из Комсомольска-на-Амуре отток в 2013 г. превышал 2600 человек в год. В некоторые годы он достигал 5000. Начиная с 1991 г., из города уехали 68 тысяч человек. В прошлом году отток снизился до 1000 человек.

«Многое сделано для привлечения инвестиций на Дальний Восток, но инвесторы уже указывают нам на новые вызовы: как привлекать квалифицированные рабочие кадры, чем удерживать людей?», — признал Шпорт.

Если отток не остановить, то инвестиции в регион будут бесполезными, добавляет политик.

«Только действующими резидентами ТОСЭР и Свободный порт создается сегодня 60 тысяч рабочих мест. Если мы берем все заявленные инвестпроекты, а их свыше 800, то расчетная потребность превышает 100 тысяч человек. Это серьезный объем трудовых ресурсов, который даже без учета квалификационных требований внутри Дальнего Востока изыскать сегодня невозможно», — сказал Шпорт.

В итоге Шпорт попросил Путина «развернуть комплекс мер по стимулированию трудовой миграции на Дальний Восток», для чего требуется модернизировать действующую федеральную программу «Трудовая мобильность». Губернатор употребил термин «модернизировать», хотя речь фактически идет о дополнительном финансировании. Шпорт считает, что недостаточно выдавать «подъемные» только на работника, приехавшего на Дальний Восток. Нужно оказать финпомощь всем членам его семьи.

Также губернатор назвал общую для субъектов федерации проблему, что когда ассигнования поступают в распоряжение региональных властей, наступает конец года, и деньги приходится осваивать в ускоренном режиме, пишет «Парламентская газета».

В свою очередь, об увеличении территорий «дальневосточного гектара» сказал глава Еврейского автономного округа Александр Левинталь.

«В настоящее время 85% территории ЕАО закрыты для раздачи гектаров. Объяснялось это тем, что у нас много охотничьих угодий. Сейчас приняты поправки в закон о «дальневосточном гектаре», мы готовим собственные нормативно-правовые акты, и с 1 октября у нас для получателей гектаров будет открыто 65% территории», — цитирует его ТАСС.

О теме доступности жилья в ДФО, в свою очередь, заговорил министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень. Правда, он в первую очередь обращался к властям Приморья — сегодня цена по Приморскому краю больше 70 тысяч рублей за квадратный метр. Как в Подмосковье.

«Куда это годится? При средней стоимости по стране 53 тыс руб. за «квадрат». По самому городу Владивосток — порядка 100 тыс руб за квадрат. Это очень высокая цена. К сожалению, Приморский край в этом году в программе софинансирования (социальной инфраструктуры) не участвует, и мы настоятельно рекомендуем, причем не только Приморскому краю, но и другим субъектам Дальневосточного округа, подавать заявки. Это именно та помощь, которую федеральный бюджет может оказать», — возмущался министр.

По словам министра, федеральная помощь необходима, чтобы как раз сдержать стоимость квадратного метра. Потому что стоимость инфраструктуры ложится грузом на цену «квадрата».

Однако, как пояснил полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, когда выйдет проект поручений президента по итогам президиума Госсовета, тогда и будет понимание, какие предложения и в каких суммах будут утверждены.

Транспортный вопрос

В ходе форума дальневосточные губернаторы предложили свои варианты решения транспортных проблем. По словам главы Камчатки Владимира Илюхина, на Госсовете был поднят вопрос о возможности строительства или покупки паромов как для местных морских перевозок, так и для межрегиональных.

«Речь идет о возможности покупки или строительства парома на 150 пассажиров и на 70 автомобилей для организации морского сообщения на линии Петропавловск-Камчатский — Владивосток, с учётом возможности захода в порт Южно-Сахалинска или Северо-Курильска. Примерная стоимость строительства, объявленная министерством транспорта, — чуть более 3 млрд рублей. У субъекта таких средств, конечно, нет, поэтому мы говорим о софинансировании», — сказал Илюхин, слова которого приводит ИА Интерфакс.

Он добавил, что в качестве возможного варианта регион предложил приобрести уже бывшее в эксплуатации судно подобного класса. Кроме того, по его словам, также обсуждается вопрос строительства парома, который должен связать Командоры, Петропавловск-Камчатский и Северо-Курильск.

Тем временем губернатор Чукотки Роман Копин предложил создать на всем Дальнем Востоке цепочку аэропортов-хабов.

«Мы понимаем, что невозможно связать каждый населенный пункт магистральным маршрутом, например, с Чукотки до Москвы, Санкт-Петербурга или Сочи. Поэтому нужна цепочка хабов, цепочка удобных пересадок, благодаря которым жители таких вот регионов, как наш, могли бы перемещаться по стране. Сейчас доходит до абсурда: чтобы жителю Чукотки попасть в ряд регионов Дальнего Востока, в 80% случаев надо лететь вначале в Москву, а потом возвращаться», — сказал Копин.

Он пояснил, что аэропорт-хаб, откуда можно было бы с удобной стыковкой отправиться в любую точку мира, мог бы расположиться, например, в Якутске, Петропавловске-Камчатском, Магадане или в Новосибирске. В настоящее время с Чукотки напрямую можно добраться только в Москву, Хабаровск или Магадан, передает ТАСС.

Вопросы наземного транспорта на форме обсудил и губернатор Приморья Владимир Миклушевский, который предложил проектировщикам усовершенствовать проект Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД), так как имеющееся предложение власти пока не устраивает, передает Интерфакс.

«Проект ВКАД — интересный проект. Но на мой взгляд в том виде, в каком он предлагается, имеет много недостатков. Потому что, если его вести по побережью Амурского залива, если это будет даже что-то наподобие низководного моста, это убьет всю морскую акваторию. Наверное, мы не можем себе позволить такое сделать. Если его уводить под землю, делать в виде тоннеля, то здесь деньги просто надо считать»,- сообщил губернатор.

Аналогичная тема поднималась и губернатором Хабаровска Вячеславом Шпортом. Он заявил, что строительство платной автодороги в объезд Хабаровска начнется в сентябре 2017 г., инвестиции в проект составят более 41,8 млрд рублей. Об этом он сообщил ТАСС.

«Строительство автомобильной дороги «Обход Хабаровска» начнется в сентябре. Для нас проект очень крупный и важный, это проект века. Мы подписали концессионное соглашение, определен генподрядчик, сейчас выбирают субподрядчика», — сказал Шпорт.

Он сообщил, что в проект из бюджета края, федерального бюджета и внебюджетных источников будет инвестировано более 41,8 млрд рублей.

Работа с инвесторами

Тем временем Владимир Путин в ходе заседания президиума Госсовета поднял и другую тему. Президент, как пишет «Политика сегодня», поручил дальневосточным губернаторам за три года добиться вхождения регионов на первые места Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах страны, который каждый год составляет Агентство стратегических инициатив. Путин считает, что интенсивность и динамика изменений на Дальнем Востоке должна опережать другие регионы страны.

Между тем известно, что губернаторам помогут и госкомпании. Так, Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) рассчитывает к 2018 г. увеличить объем госзаказов для малого и среднего бизнеса Дальнего Востока на 50%. На сегодняшний день местные малые и средние компании получили закупки на 36,7 млрд рублей, сообщил в среду глава корпорации Александр Браверман.

«В этом году по состоянию на 28 августа 2017 г. госкомпании представили заказы субъектам МСП на сумму 1,3 трлн рублей. По Дальнему Востоку цифра составляет 36,7 млрд рублей. До 2017 го. планируем увеличить объем закупок для местных предпринимателей на 20%, а в 2018 г.на 50%», — сказал он.

По его словам, это будет возможно за счет недавнего увеличения числа госзаказчиков, обязанных закупаться у малого и среднего бизнеса, с 200 до 430 госкомпаний. В 2016 году 200 госзаказчиков предоставили малому и среднему бизнесу закупки на 1,511 трлн рублей.

Между тем глава Приморья Миклушевский на встрече с предпринимателями заявил, что регион во время форума подпишет не менее 40 соглашений.

«Вы знаете, что в Приморье сегодня реализуется система мер прямой финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в виде субсидий. В том числе на открытие собственного дела, покупку нового оборудования. Реализуется налоговое стимулирование. Например, «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных предпринимателей», — обратился он к бизнесменам.

Они же задали губернатору множество вопросов: разработка генпланов территорий, увеличение бюджетных авиарейсов, закон о меценатстве, создание сельхозбиржи. Владимир Миклушевский предложил вынести обсуждение этих тем на Общественные экспертные советы и пообещал посодействовать в привлечении профильных спикеров, сообщает сайт «Общественного телевидения Приморья».

С помощью госкомпаний

Также во время форума губернатор Камчатского края Владимир Илюхин и генеральный директор «Почты России» Николай Подгузов провели официальную встречу, на которой обсудили планы модернизации сети почтовой связи на Камчатке. Издание
«Полуостров Камчатка»
отмечает, что в ходе обсуждения были подняты вопросы социально-экономического развития региона, а также обозначена роль «Почты России» в росте туристического потенциала края и улучшении качества и доступности услуг связи. Кроме того, стороны обсудили привлечение молодых специалистов, оснащение отделений современным оборудованием, ремонт действующих помещений и расширение ассортимента предоставляемых услуг.

Депутат Законодательного собрания Камчатского края Анатолий Кирносенко прокомментировал «РК» прошедшее мероприятие. Он отметил, что сейчас с работой почты в крае не все так радужно – письма доходят не вовремя, есть проблемы с кадрами и зарплатами в отделенихя госкомпании.

«По моему мнению, в данной области необходимы кардинальные решения, потому что мы видим, что по городу работают альтернативные службы, и скорость работы, и качество у них лучше. Мы понимаем, что уровень зарплаты, к сожалению, прямо пропорционален уровню квалификации людей, которые приходят на работу. Поэтому, я думаю, что каким-то образом необходимо перераспределить штатное расписание, чтобы работники, которые непосредственно работают с населением, получали более адекватные деньги, тогда, конечно, люди будут качественнее трудиться. Также стоит вопрос улучшения производительности труда. Можно завести какой-то служебный автомобиль или мотоцикл, чтобы ездить по узким дорогам, и тогда будет все быстро и качественно», — заявил депутат.

Между тем не малую поддержку госкомпании окажут Приморью. И тут речь уже идет о весьма масштабных проектах. Так, «Ростелеком» в течение 2017-2019 гг. обеспечит подключение к оптоволоконным сетям связи 414 объектов сферы образования Приморского края, передает Интерфакс. Соответствующее соглашение подписали Миклушевский и президент компании Михаил Осеевский.

Цель соглашения — развитие инфраструктуры связи, комплексных государственных информационных систем и телекоммуникаций для объектов сферы образования Приморского края.

«Здесь мы растем быстрее, чем в среднем по стране, обеспечивая и жителей, и бизнес, и органы государственной власти современными сервисами. В первую очередь мы развиваем инфраструктуру цифровой экономики — эта задача поставлена президентом и правительством страны», — сказал глава «Ростелекома».

Подписано у Миклушевского соглашение и с «Росатомом» — о создании на острове Русский центра ядерной медицины стоимостью около 2,5 миллиарда рублей, который, как планируется, обеспечит потребности в диагностике и лечении онкологических заболеваний на всем Дальнем Востоке, а также сможет оказывать услуги пациентам из близлежащих стран.

Согласно подписанному документу, «АтомМедТехнолоджи-Дальний Восток» (АМТ-ДВ, проектная компания, находящаяся в управлении компании Росатома АО «Русатом Хэлскеа») в течение пяти лет спроектирует, построит и оснастит центр специализированным современным оборудованием, подготовит персонал и запустит в эксплуатацию. Тем не менее, создание центра и его пуск стороны планируют завершить укоренными темпами к концу 2020 г., отмечает МИА «Россия Сегодня».

«РК» будет следить за развитием событий на форуме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: