Дубровский вышел в сеть: о чем губернатор впервые откровенно поговорил онлайн
Пресс-конференция с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским стала уникальной. Она впервые транслировалась в режиме реального времени в основных социальных сетях: ВКонтакте, в Фейсбуке и в Одноклассниках. Это принципиально важный вопрос. Как обозначил губернатор, главная проблема — отсутствие взаимного доверия между властью, бизнесом и населением. Он отметил, что все не верят друг другу, и не слышат друг друга.
Нужно понимать, что соцсети сейчас, это не только один из важнейших политический инструментов, как показали, например, выборы в США, это и то место, где общается активная фракция населения: и политически активная, и общественно активная. И вот с ней как раз работа у наших властей не получалась очень долго. Много было попыток: при Медведеве, когда депутатов чуть ли не заставляли заводить страницы в Фейсбуке, были попытки создать «фабрики троллей» и так далее, но все это неэффективно. Потому что социальные сети подразумевают, что есть честный открытый диалог, не монолог, а когда есть вопросы и ответы. Человечество изменилось, оно перешло от монологических форм, к диалогическим формам. Это совершенно неизбежно, и я рад, что Челябинск стал в этом смысле заводилой.
Буквально несколько дней назад мэр Челябинска Евгений Тефтелев, по-моему, впервые для города-милионника устроил прямое общение с одной из территориальных групп ВКонтакте. В Челябинске есть микрорайон Парковый, живет там, в основном, молодежь. В самой группе около 16 тысяч участников. Участники — это квартира, а не один человек. Это тоже происходило впервые, и в этом я вижу очень положительную вещь, потому что это способствует налаживанию диалога.
Большинство проблем, на мой взгляд, в стране от того что многие вещи, которые делает власть, она не удосуживается их объяснять населению, и считает, что ее и так поймут. Многие историки говорят, что одна из главных трагедий, почему мы отставали от Европы, это раскол, который у нас произошел при Никоне. Никон делал все правильно, он исправлял церковные книги, возвращал их, их переписывали, собственные слова вставляли и так далее. Он соотносил их в соответствии с первоисточниками, которые были на греческом языке, на латыни, но он этого никому не объяснил, он просто стал это делать. Люди восприняли это так, как будто у них отнимают их веру, и все — раскол. Пока не начнется прямое объяснение, угроза подобных вещей будет сохраняться. Я думаю, что такая форма диалога получит поддержку и на федеральном уровне, и будет заимствована очень многими губернаторами. Это явление времени, это неизбежно.
Если говорить о содержании пресс-конференции — спрашивали много, спрашивали разное, было абсолютно четко понятно и видно, что никто не моделировал вопросы. Были, скажем так, и неприятные вопросы, в пику. Но из того, что принципиально важно, на мой взгляд, стоит отметить некую главную семерку вопросов.
Первый вопрос — про человеческий капитал. Дубровский ответил, что человек — главная ценность, все делается ради него. Главная цель — создавать людям удобные, комфортные условия жизни: это и садики, и медицинские учреждения, и парки, и дороги, и экология.
Вторым был задан такой вопрос: говорят, смотрите, мы прошли экономическое дно, то есть динамика в экономике есть, а где реальный рост доходов населения? И здесь прозвучал ответ, что они, как работодатели, будут изыскивать резервы. А с другой стороны прозвучал четкий призыв, обращение к крупным предпринимателям, прежде всего. Дубровский сказал, что у предпринимателей есть рост доходов, есть средства, и призвал их увеличивать зарплаты своим работникам. У крупных предприятий увеличилась прибыль с прошлого года, у металлургических, прежде всего, предприятий.
Третий вопрос очень актуальный — вопрос Томинского ГОКа (Томинский горно-обогатительный комбинат — один из самых масштабных, современных и высокотехнологичных проектов в медной отрасли, который будет реализован в России — прим. редакции). Губернатору предложили полностью отказаться от промышленности, как в Питтсбурге. На что Дубровский попросил вспомнить, что перед этим было в Питтсбурге — там сама по себе промышленность умерла, и из-за этого он превратился в клоаку. Дубровский сказал, что мы не хотим так жить, поэтому промышленность развивать продолжат, и Томинский ГОК будет, но со всеми ограничениями, которые получили после независимой экспертизы. Другое дело, что там хлещут эмоции. С одной стороны, ни в каких условиях Томинский ГОК людям не нужен. С другой стороны, и РМК тоже допускают эмоциональные вещи: компания начала огораживать стройку, не закончив при этом ведение документации в соответствии с теми претензиями, с которыми они согласились, с некоторыми ограничениями, например, не вводить определенные виды производства. Естественно, что это вызвало истерию.
Четвертый вопрос — положение с маршрутками и с общественным транспортом в Челябинске, оно здесь очень тяжелое. Дубровский впервые сообщил о том, что они ищут одного крупного инвестора, который бы полностью объединил все это огромное, разрозненное, не платящее налогов, дикое количество мелких компаний. Он сообщил, что была идея вырастить инвестора в самом Челябинске, но здесь никто не хочет увеличиваться, потому что им гораздо выгоднее работать «в темную». С этим и ведется борьба.
Пятый вопрос — отток населения из малых городов и проблема агломерации. Из малых городов все равно будут уезжать, никуда от этого не деться. Самые талантливые едут в Москву и Питер. Из Москвы талантливые едут в Лондон, в Нью-Йорк, в Берлин. А оттуда — в Новую Зеландию и Канаду, потому что там спокойнее. Хотите удержать талантливую молодежь и талантливых людей — создавайте им условия. Если у человека есть условия, он никуда не поедет. И речь шла о трех агломерациях: одна уже существующая — вокруг Челябинска, то есть Сосновский район, Копейск и так далее. Люди здесь все работают, это уже агломерация по факту. Она еще не закреплена юридически, но она уже существует. Вторая будет формироваться вокруг Магнитогорска и третья – горнозаводская — вокруг Миасса и Златоуста.
Шестой вопрос — вопрос дольщиков. Люди сами влезли в долевое строительство, они не советовались с губернатором, но, несмотря на это, он берет на себя полную ответственность, будет создан фонд и им будет оказана помощь. Но, только в том случае, если это у человека единственное жилье, ипотека и прочее-прочее, то тогда помощь будет оказана, а если у человека 20 квартир и это бизнес, то тогда это его бизнес-риски.
Последний, седьмой вопрос, который я бы выделил — аэропорт. На данный момент идет поиск базовой авиакомпании для челябинского аэропорта. С компанией «Ямал» уже проходили переговоры. К сожалению, чтобы долететь до Новосибирска, необходимо сначала лететь в Москву, а потом в Новосибирск. То есть сначала до Москвы два часа, а потом еще несколько часов от Москвы до Новосибирска, еще и с пересадкой. В Челябинске слабый аэропорт, который необходимо обновлять. Нужен базовый авиационный инвестор, который будет вкладываться и получать прибыль.
В завершение, надо сказать еще, что в социальных сетях в режиме онлайн люди комментировали пресс-конференцию, и один из вопросов прозвучал по поводу того, могут ли задавать вопросы пользователи соцсетей или их задавать могут только журналисты. И, конечно, порадовал ответ, что сейчас общение только с журналистами, но в следующий раз, в конце 2017 года, постараются сделать возможным общение с пользователями. Я думаю, что это большой шаг к налаживанию отношений и пониманию между властью и обществом.