Губернаторские претензии: как отреагирует Кремль
Возможно, одним из главных событий Гайдаровского форума станет коллективное выступление сразу нескольких региональных глав, вдруг решивших напомнить о том, что Россия – это, вообще-то, федеративное государство, в котором субъекты федерации, как минимум, должны иметь право голоса в решении вопроса о перераспределении своих доходов и полномочий. Это одна из немногих реальных попыток выйти за рамки ритуала участия в форуме и воздействовать на федеральную повестку.
Большой неожиданности здесь нет. Сокращение финансовых ресурсов сейчас стало постоянным драйвером новостной ленты: денег в стране все меньше, борьба элит за сохранение своих финансовых долей – все ожесточеннее. Странно было бы ожидать, что в конкуренцию за ресурсы не включатся регионалы. Разумеется, им совсем не нужно противостояние с Центром, да и возможностей для этого у них реально немного. Главы регионов сейчас лично зависимы от Кремля и не могут не сохранять к нему лояльность. Они вообще предпочли бы «не возникать» и на этот раз, но возможностей для этого у них все меньше – таковы объективные обстоятельства.
Очень важно отметить, что выступают лояльные. Допустим, Рустам Миниханов возглавляет Татарстан, отношения которого с Центром всегда строились по более или менее эксклюзивной схеме, но Анатолий Артамонов и Сергей Морозов – представители именно лояльного губернаторского большинства, которое невозможно заподозрить в каком-либо «уклонизме». И если они решились на предание гласности своих претензий, это может означать только одно, что их действительно припекло, и им действительно важно быть услышанными.
Губернаторы очень стремятся не выглядеть слишком «жесткими», поэтому ими выбрана такая площадка – неофициальная, никого и ни к чему формально не обязывающая. Поэтому же и пожелания у них подчеркнуто разумные. После всех своих громких слов о «демотивирующей финансовой политике Центра», как только доходит до конкретики, никаких сверхъестественных требований не выдвигается. Речь только об очень небольших, локальных уступках, на которые Центр в теории мог бы пойти.
Но также понятно, что все это лишь проба пера, проверка готовности Центра к компромиссу. Кризис закончится не завтра, а это означает, что конкуренция за скудеющие финансовые источники сохранится, а то и усилится. Вопрос о перераспределении доходов, в том числе, и со стороны регионов, будет ставиться снова и снова; давление, раз обозначившись, может в такой ситуации только расти.
Поэтому тут для нас интереснее, конечно, не позиция регионалов. Она понятна и по-своему прагматична. Вот она обозначена, и теперь мяч на стороне Центра – принципиально важно, как ответит он. Вся разумность прозвучавших претензий вовсе не гарантирует, что на них последует хотя бы какая-то реакция. Более того, нежелание создавать в туманной кризисной перспективе прецедент уступок и хотя бы иллюзию слабины может перевесить сейчас все прочие рациональные доводы. У Центра много разных методов воздействия на региональных глав. Много способов заставить их замолчать. Но все эти способы, конечно же, не решат обозначенных проблем. А проблемы реальны, с ними действительно давно пора уже что-то делать.