Предложение об общественных штабах на выборах укладывается в логику действий Памфиловой
Глава ЦИК Элла Памфилова предлагает создать в регионах общественные штабы для наблюдения за выборами по примеру Москвы, где такой штаб был создан совместно с московской общественной палатой и работал на выборах мэра в 2013 году. Как передает РИА Новости, этот опыт планируется распространить на все регионы и города-миллионники, где на избирательных участках организуют видеонаблюдение в ходе выборов в Госдуму седьмого созыва.
«Вчера я встречалась с вашим главным редактором Алексеем Венедиктовым, он привел в Центризбирком общественный штаб по наблюдению за выборами, который вместе с Общественной палатой московской организовали. У них очень интересный опыт. И мы решили, что этот опыт московский – как наблюдать, как вовремя фиксировать, как реагировать на какие-то нарушения – надо распространить на все регионы, которые будут в этом задействованы», — сказала Памфилова в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 16 августа.
Она отметила, что ЦИК предложил создателям этого штаба выступить в Центризбиркоме и в режиме видеоконференции поделиться опытом со всеми регионами, которые будут в этом задействованы.
«Опыт у них есть, результаты были, эффект был, и грех было бы этим не воспользоваться», — считает глава ЦИК.
Леонид Поляков:
— Здесь все достаточно последовательно. Памфилова уже заявляла, что именно эти выборы будут взяты под особый контроль, и по итогам этих выборов, по итогам наблюдения и фиксации всех нарушений, будет подготовлен особый доклад лично президенту. Глава ЦИК выражала беспокойство по тому поводу, что специальное постановление правительства от 16 апреля об оказании содействия избирательным комиссиям на местах, фактически не выполняется, и есть основание волноваться, что в регионах может быть использован административный ресурс. Поэтому предложение об общественных штабах в регионах укладывается в эту логику.
Несмотря на то, что в принципе подобные штабы в качестве субъектов наблюдения на выборах законодательством не предусмотрены, но определенным способом, возможно, специальным нормативным актом эту идею можно отрегулировать. Если действительно эту инициативу реализовать, но, наверно, гарантий того, что выборы будут максимально чистыми, добавится. Как конкретно реализовать этот механизм, пока сказать трудно, но на уровне идеи это можно одобрить.
Если говорить о работе общественного штаба на выборах мэра Москвы в 2013 году, то давать оценку здесь трудно. Но тот факт, что к чистоте выборов мэра претензий не было, это действительно так. В прежние времена сомнения на этот счет высказывались, особенно со стороны наиболее активной радикальной оппозиции, а в этот раз критики было минимум. Поэтому если действительно распространить эту модель, этот опыт на все остальные регионы, то, наверно, что-то позитивное в плане прозрачности выборов может добавиться. Но при этом нужно учитывать специфику каждого региона. У нас есть субъекты, где всегда специфический способ голосования, и само наличие некоего дополнительного наблюдателя ничего не изменит.