Сильные и слабые: как объединят регионы
В России процессы укрупнения, объединения регионов идут давно. Так, в период с 2003 по 2009 год число субъектов Федерации сократилось с 89 до 83. Вновь их количество возросло после присоединения Крыма и Севастополя. Поэтому оптимизация административно-территориального деления России – процесс не новый и никогда не теряющий своей актуальности. То, что данную тему вновь подняла Валентина Ивановна Матвиенко – знак того, что в Кремле сегодня очень внимательно наблюдают за тем, как развиваются те или иные регионы.
Объединяться будут прежде всего отстающие в социально-экономическом развитии субъекты Федерации, живущие на дотации из центра. Сильные регионы сыграют роль «матрешки», в которую войдут их более слабые соседи. С этой точки зрения, процесс оптимизации административного деления РФ сегодня – еще один способ борьбы с экономическими проблемами.
В то же время, нельзя считать, что экономический кризис – первая и единственная причина для возобновления процесса укрупнения регионов. Укрупнение регионов происходит в целях оптимизации административно-территориального деления и повышения политической устойчивости Федерации. Россия сегодня сталкивается с серьезными внешними вызовами и это еще весомый повод для того, чтобы снова возобновить обсуждение вопроса укрупнения регионов.
Соответственно, главы регионов, которые руководят слабым в политическом и экономическом смыслах субъектом Федерации, получили от Валентины Матвиенко некий сигнал о том, что им следует задуматься не только о собственных политических перспективах, но также о том, как вытянуть свой регион из отстающих.
Улучшить обратную связь граждан и руководителей объединенных субъектов Федерации поможет также и реформирование института полномочных представителей президента России.
Какие субъекты Федерации могут быть укрупнены? Так, с момента присоединения к России не утихают разговоры о том, что нужно объединить Крым и Севастополь в единый субъект Федерации. В настоящее время в рамках оптимизации всей системы управления Крымом вполне возможно, что разговоры об объединении Крыма и Севастополя могут перейти в практическую плоскость.
В начале этого года вновь возобновилось кулуарное обсуждение вопроса о возможном объединении Чечни и Ингушетии.
Наконец, под укрупнение могут попасть и две наших столицы — Москва и Санкт-Петербург. В Ленинградской области много депрессивных моногородов, существуют проблемы в сфере ЖКХ, социальной политике. В Санкт-Петербурге есть аналогичные проблемы, которые могли бы быть решены с помощью объединения этих двух регионов.
Аналогичная ситуация с Москвой и Подмосковьем. Вместе с тем, Москва и Московская область – это стратегические регионы, где любые подобные оптимизации могут быть восприняты различными группами влияния и финансово-промышленными группами, как попытка узурпации некоторой части их «пирога». Поэтому вопрос об объединении Москвы и Подмосковья зависит от перспектив мэра Москвы Сергея Собянина, губернатора Подмосковья Андрея Воробьева и будет решаться лично президентом Владимиром Путиным. По моему мнению, если совокупные проблемы Москвы и Московской области перевесят для Кремля возможные внутриэлитные противоречия из-за объединения этих двух субъектов, то Подмосковье может быть присоединено к Москве. Но в таком случае у объединенной Москвы может появиться новый губернатор.
Схожая ситуация наблюдается и в ряде других регионов. Существует масса вариантов укрупнения регионов, но, я думаю, что заявление Матвиенко лишь открывает переговорный процесс согласования интересов различных элитных групп и ФПГ по этому поводу. Этот процесс будет длиться достаточно долго и к каким-то реальным решениям по укрупнению регионов в Кремле придут не раньше, чем в следующем году.