Экологический скандал в Челябинске: три возможных группы интересов
В Челябинской области в начале осени этого года резко вырос экологический протест. Это заметно больше всего по социальным сетям. Более неблагоприятными стали метеоусловия. В Челябинске, Магнитогорске висит смог, и дыхание затруднено. Очень много жалоб, возбуждены административные дела. Кроме того, в конце лета в Челябинск было завезено ядерное топливо для переработки. На фоне этого в социальных сетях Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Челябинска блогеры начали поднимать «аварийную» панику. Потом очередь дошла и до Германии.
Причины произошедшего можно разделить на объективно-исторические и субъективно-политические.
К первым относится в первую очередь страх. Люди напуганы, потому что у нас уже были подобные события. Население помнит также, как реагирует государство в таких ситуациях. Помнит по событиям на «Маяке», по Чернобылю. Когда власти до последнего отрицали случившийся факт и лгали в глаза. И доверять в данном случае мнению МЧС население не хочет.
К субъективно-политическим причинам относятся разогретость темы («плохая экология» всегда популярна) и возможный заказ. Кому-то политически выгоден этот скандал (если мы допускаем, что никаких ЧП в регионе на самом деле не было).
Кому может быть выгоден политический заказ? Во-первых, может быть заинтересован в скандале Запад. На территории Челябинской области в 90-е годы активно действовали экологические активисты. Их активность заключалась в борьбе с радиационной угрозой, а конкретные усилия были направлены против «Росатома» — и атомной промышленности в целом. Поэтому я допускаю, что экологический протест — это работа агентов влияния. На фоне обостренных политических отношений с Западом это предположение небеспочвенно.
Шумиху могут поднимать и экологические активисты Челябинска. В региональном экологическом движении происходят очень интересные вещи. Почти все они яростные оппозиционеры. Они не могут договориться с властью в части реализации отдельных проектов (которые, по их мнению, губительны для экологии). Значит, в их логике, — надо эту власть менять. Часть из них переходит даже к радикальным призывам.
Еще одна группа потенциальных выгодоприобретателей скандала – группы промышленных олигархов, которые и являются главными загрязнителями. Зачем им это? Так они могут пытаться (а это уже было на практике) наносить друг другу имиджевый ущерб.