Кризис как фактор обновления управленческой номенклатуры


Региональная власть и управленческое сообщество формировалось исключительно номенклатурным образом последние лет десять. Основная задача, которую эти люди перед собой видят, — очень простая, как у любого номенклатурного выдвиженца. Максимально соответствовать ожиданиям человека, который его выдвинул, и максимально ничего не делать, дабы не вызвать нежелательных для себя последствий в окружающей его среде и действительности.

Даже в 2008 году во время кризиса региональная власть была гораздо качественнее в смысле профессионализма. Как только ситуация начала резко ухудшаться осенью 2008 года, в ряде регионов, которые завязаны на металлургию и большую химию: Вологда, Пермский край – властью были созданы антикризисные штабы, приняты антикризисные программы. Они реально начали действовать и мониторить ситуацию у себя. В нескольких регионах, которые стали смотреть за средним чеком, с ритейлеров собирать средний чек, каждое утро губернатор получал эту информацию и смотрел, что происходит. Сейчас этого не сделал никто. Все сидят и ждут, что, может, оно как-то само рассосется, может, нефть поднимется, может, произойдет отскок. Вот мы от дна оттолкнулись, сейчас куда-то всплывем.

И даже те вещи, связанные, прежде всего, с сокращением региональных расходов и с отменой региональных льгот, которые в прошлом году можно было сделать более-менее безболезненно, никто не сделал. Все будут делать в этом году с гораздо более серьезными для себя политическими последствиями. А их делать придется, и уже делать резко, болезненно и жестко. В Сочи отменили льготы на проезд гражданам, граждане перекрыли все на свете, все вернули. Но откуда вернули? Денег в бюджете больше не стало. А когда это сделают все регионы разом, то уже никакими федеральными деньгами дырку не заткнуть.

Есть проблема: нынешнее качество региональных управленцев, администраций в муниципалитетах, не соответствует вызовам сегодняшнего времени. Эта управленческая номенклатура требует просто обновления временем, и кризис, вероятно, ее обновит. Вопрос, как и какими методами. Вряд ли через парламентские выборы.

Технологически праймериз – это некие дополнительные возможности в кампании. Но есть одна проблема для «Единой России»: никто не отменяет традиционную номенклатурную схему отбора кандидатов. По-прежнему, если вы приедете в любой регион, там согласовывают кандидатов на округа, составляют списки, пытаются их согласовать где-то, непонятно на каких условиях. И все люди заняты тем, что согласовывают. У них нет ощущения того, что случатся праймериз. Но этот процесс идет, и какие-то списки, тем не менее, как мы знаем, откуда-то появляются. Но механизма контроля нет. В том, что «Единая Россия» предлагает в качестве нормативного документа, положения, много чего написано, но механизма достоверного легитимного для людей контроля там не заложено, его и не будет. И многие регионы будут проводить праймериз так, чтобы отчитаться по спущенным им цифрам.

Мы увидим много интересных последствий на уровне регионов. Это большая проблема. Как в уже укоренившийся за последние 15 лет номенклатурный принцип отбора людей для руководства внести принцип сугубо демократический? Как они друг с другом уживутся в рамках механизма праймериз? Скорее всего, плохо, будут большие скандалы. Вопрос в том, насколько высшее руководство «Единой России» сможет в каждой конкретной ситуации до конца выдержать принципы, которые заявлены.

Материал подготовлен на основе выступления автора на заседании Экспертного клуба «Регион».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: