Аномальные морозы или управленческий просчет: что стало причиной коммунальной аварии в Бодайбо?
![Жители города Бодайбо в Иркутской области уже 10 дней остаются без отопления и воды. Коммунальная авария произошла еще 30 января из-за замерзания водовода. Оперативно устранить неполадки не удалось, и в городе ввели режим ЧС локального характера. Возбуждено уголовное дело. По состоянию на 9 февраля постепенный пуск тепла в дома начат, однако процесс идет сложно. Подробности – в сюжете РК. Без воды и тепла Коммунальная авария произошла в Бодайбо в ночь на 30 января. Как сообщали власти, в городе в течение месяца […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2026/02/17192afc05b811f18ddad2481212ad3c_1-360x280.jpg)
Жители города Бодайбо в Иркутской области уже 10 дней остаются без отопления и воды. Коммунальная авария произошла еще 30 января из-за замерзания водовода. Оперативно устранить неполадки не удалось, и в городе ввели режим ЧС локального характера. Возбуждено уголовное дело. По состоянию на 9 февраля постепенный пуск тепла в дома начат, однако процесс идет сложно. Подробности – в сюжете РК.
Без воды и тепла
Коммунальная авария произошла в Бодайбо в ночь на 30 января. Как сообщали власти, в городе в течение месяца стояли сильные морозы — −40 °C и ниже. Из-за этого перемерз центральный водовод, который подавал воду в котельные. В итоге прекратилась работа четырех теплоисточников. Без тепла и горячей воды остались 141 дом, где живут 1,3 тыс. человек, и две школы.
Граждане рассказывали, что в подъездах температура падала до уличной, а в квартире – ниже 10 °C. Сначала в Бодайбо ввели режим повышенной готовности. СК, в свою очередь, возбудил уголовное дело по ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Затем добавилась еще одна статья — «Халатность». В халатности заподозрили чиновников администрации города. В мэрии уже прошли обыски. 31 января в Бодайбо ввели режим чрезвычайной ситуации локального значения, в город прибыли областные чиновники и спасатели.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев с 6 февраля находится в Бодайбо. Он встретился с горожанами и пообещал, что, пока в последний дом, попавший в зону аварии, не будут даны тепло и горячая вода, опергруппа из Бодайбо не уедет. Работа предстоит длительная. Летом планируется провести капремонт поврежденных коммуникаций, чтобы ситуация не повторилась. Часть домов, попавших в зону ЧС, планируется расселить. Прокуратура потребовала приостановить начисление платы за электричество горожанам попавшим в зону ЧС. Кроме того, пострадавшим от коммунальной аварии сделают перерасчет платы за ЖКХ.
Процесс восстановления теплоснабжения в городе продолжается, но идет сложно, поскольку многие магистральные сети переморожены. Чтобы полностью ликвидировать последствия, скорректирован и утвержден план работы — в него включили прокладку новых водоводов для котельных. Все, кто оказался без тепла, могут рассчитывать на финансовую помощь — выплаты уже получили 1136 человек из 1534 обратившихся.
Запоздалая реакция
Политический обозреватель Галина Солонина отметила, что ситуация непростая, но замерзших нет. Аварийные бригады работают быстро, приехали много специалистов из Иркутска, Черемхова, Братска, Братского района, Усть-Кута и других муниципалитетов.
«Понятно, что сети нуждаются в обновлении. Ситуацию усугубили аномальные морозы, которые фиксировались в Иркутской области. Столбик термометра в Бодайбинском районе этой зимой опускался ниже -50 ºС. В ликвидации коммунальной ЧС крайне важно синхронизировать все процессы. Конечно, люди волнуются, им хочется, чтобы тепло в квартиры пришло как можно быстрее, но, прежде чем давать горячую воду, нужно проверить состояние сетей, чтобы не было прорывов, которые усугубят ситуацию. В этом вопросе с людьми нужно разговаривать, объяснять происходящее. Возможно, следует активизировать усилия, чтобы социальное недовольство не помешало восстановительным работам», – пояснила Солонина.
Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков подчеркнул, что реакция властей региона на аварию в Бодайбо демонстрирует классическую модель управленческого реагирования в российской вертикали: запоздалая, но затем тотальная мобилизация ресурсов и административного внимания на фоне первоначального сбоя на муниципальном уровне.
«Сам факт, что для запуска этих механизмов потребовались неделя и личное вмешательство высшего руководства региона, указывает на глубинные системные проблемы: хронический износ инфраструктуры, недостаточность финансирования и, возможно, дефицит компетенций на местном уровне. Ссылки региональных чиновников на экстремальные морозы как на ключевую причину аварий (несмотря на то что такие температуры для Сибири не являются аномальными) служат важной риторической цели – это позволяет перевести публичное обсуждение из плоскости управленческих просчетов и долгосрочного недофинансирования в плоскость непреодолимой силы стихии», – уточнил Гращенков.
