После заявления главы Роспотребнадзора ждать глобального притока туристов в Анапу не стоит


Глава Роспотребнадзора Анна Попова, выступая в Совете Федерации, заявила, что пляжи в Анапе и Темрюкском районе пока нельзя открывать для туристов из-за загрязнения мазутом после крушения двух танкеров в Черном море в конце 2024 года. Впрочем, Попова отметила, что до начала курортного сезона еще есть время – ситуация может измениться. Тем временем Минприроды Краснодарского края подало иск на сумму более 34 млрд рублей к владельцам танкеров за ущерб, нанесенный окружающей среде.

Полагаю, после этих слов главы ведомства информационно туристический сезон 2026 года уже уничтожен. Фраза Анны Поповой разошлась быстро, а отдых люди планируют заранее – даже если в мае или июне сделать заявление об открытии курорта, то ждать глобального притока туристов не стоит. Год начался с заявления об опасности. Понятно, что туристы поедут: сработает сарафанное радио. Кто-то приедет, увидит, что реальность другая, расскажет знакомым, те поедут и так далее. Да, будет чуть лучше, чем в 2025 году, но очень далеко от средних показателей до разлива мазута.

Туристический бизнес сезонный. Он не будет уходить в тень, многие отели просто не откроются, как это было в 2025 году. Ряд гостиниц делали ставку на круглогодичное размещение, снижали цены. Не всем, но некоторым это помогло. Плюс в Анапе стало больше туристов выходного дня за счет новой трассы А-289, по которой из Краснодара, Ростова, Ставрополя стало удобнее приезжать на курорт. Бизнесу нет смысла уходить в тень, поскольку туристов от этого не прибавится.

Что касается иска в размере 34 млрд рублей, который подан Минприроды, надо понимать, что это не прибыль, а компенсация понесенных государством и профильными ведомствами затрат. Условно говоря, нельзя взять и полностью перебросить эти средства на какие-то сторонние цели.

У региональных властей не так много механизмов по поддержке бизнеса. Они могут отсрочить платежи и налоги, убрать какие-то сборы, дать льготные кредиты. Но все эти рычаги не делают главного – не дают прибыль, ведь именно с нее идут платежи или налоги. В магазин за продуктами с отсроченными налогами не сходишь, а потеря в цепочке прибыли у одного источника влечет за собой все остальное: стройки, обслуживание, магазины, транспорт и так далее.

А вот механизма, при котором бизнесу, условно, заплатят столько, сколько он заработал в 2024 году, не существует ни на одном уровне. В общем, пока туристические перспективы в 2026 году выглядят достаточно печально.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: