Поддержка рождаемости и семей с детьми в регионах: какие меры дают результат?
Суммарный коэффициент рождаемости продолжил снижаться в 2025 году и составил 1,374. По данным Росстата, выше 2 он только в Чечне, на Ямале и в Туве. Показатели ниже суммарного зафиксированы в Смоленской (1,012) и Владимирской (1,059) областях. Общественная палата предложила правительству включить в нацпроект «Семья» часть мер, реализуемых на региональном уровне: льготы на оплату ЖКХ, обеспечение школьников питанием и т. д.
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:
– Помощь семьям с питанием, одеждой для детей и т. д. – очень важная мера поддержки. Ее ни в коем случае нельзя снижать, а надо повышать по возможности. Но это вопросы социальной политики, которые не касаются демографии: если примитивно, то из этого детей не выйдет. Разговоров о демографии идет много, но никто еще серьезно не брался за нее – в основном пиар и популизм.
Вопрос по большому счету не в регионах, а в сложившейся с начала перестройки социально-экономической модели – деиндустриализованной и абсолютно коммерческой. Взять семейную льготную ипотеку: тут же увеличивается стоимость квадратного метра – и для семьи она уже не отличается от обычной ипотеки. Но государство платит банкам, строительным компаниям, получается, поддерживает их, вместо того чтобы строить жилье, напрямую выделяя деньги из бюджета. Потом его, пусть не бесплатно, в какой-то щадящей форме можно давать семьям. Это общефедеральная проблема, а регионы зажаты в тисках. Пытаются придумать какие-то меры поддержки, но по факту это стимулирование отложенных рождений.
Политолог Оксана Дякина:
– В Туве и Чечне, несмотря на высокий коэффициент рождаемости, расходы на семьи с детьми низкие. А вот на Ямале высокие расходы на господдержку семей с детьми и при этом высокий суммарный коэффициент рождаемости. Не думаю, что регионы будут сокращать такие расходы, поскольку это приоритетная задача государства, о чем неоднократно говорил президент. Даже наоборот, за последние годы мы наблюдаем, скорее, их повышение. Однако, возможно, мы увидим перераспределение расходов в пользу регионов, где рождаемость ниже, для ее стимулирования.
В регионах есть свои практики, которые они могут перенимать друг у друга. В 46 субъектах при назначении мер поддержки уже перестали учитывать критерий нуждаемости для многодетных семей, что крайне важно. Например, в Тюменской области реализуется проект «Семья особого назначения», работают «кабинеты примирения» с целью разрешения конфликтов внутри семей. В Оренбургской области создают выездную службу ранней помощи «Домашний консультант» по оказанию услуг на дому детям с нарушением развития. В Курской области работает «Щит детства» – система мер по созданию безопасной среды для детей: за каждой семьей «красной» и «желтой» зон закрепляется куратор-специалист. И это только часть интересных примеров.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС доктор экономических наук Владимир Климанов:
– Переломить тренд низкой рождаемости в нашей стране будет непросто. Очевидно, что рождаемость выше в сельской местности или у представителей малых народов, сохраняющих традиции больших семей. Есть еще регионы – прежде всего в Арктической зоне, – в которых доля молодежи значительна, поэтому и рождаемость там находится на высоком уровне. Но в остальных регионах ситуация достаточно сложная. Со стороны государства мер по стимулированию рождаемости принимается немало, но они, скорее, смягчают остроту существующей проблемы, а не решают ее полностью. Думаю, в том числе в связи с этим рано или поздно придется вводить регионально дифференцированные инструменты в рамках единой демографической политики, чтобы решить проблему более кардинальным образом.
