Лечить или не лечить: тунеядство как диагноз
Ограничить бесплатную медицинскую помощь для неработающего населения предложил губернатор Кировской области Никита Белых на Гайдаровском форуме – 2016.
По словам Никиты Белых, региональные бюджеты платят взносы за неработающее население в фонд ОМС, что прописано в Конституции РФ и программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Однако проведенный в области подсчет числа людей, которые не работают в трудоспособном возрасте (студенты, больные, стоящие на учете в службе занятости), показал большую разницу при сопоставлении полученной цифры с числом людей, за которых платят как за неработающее население. В масштабах только Кировской области эта разница, по словам губернатора, составляет в денежном выражении около 1,5 млрд рублей.
Дмитрий Нечаев:
— К инициативе о тунеядцах и неплательщиках налогов я отношусь скорее позитивно. Однако, что касается процедуры отказа в медицинской помощи, то здесь стоит вопрос тщательно проработать. А то, что эта мысль исходит от Никиты Белых, известного в России либерала и не очень удачливого губернатора, то это скорее заморозит идею, нежели ее продвинет к реализации.
А теперь по порядку. Первое — налицо очень важный тренд, когда ряд функционировавших в СССР совершенно различных идей, проектов, конструкций и механизмов, получают востребованность в современной России. Причем поддержка ощущается не только среди консерваторов, социалистов (коммунистов), но и даже среди либералов. К примеру, возврат к стратегическому планированию, к профессионально-техническому образованию, к необходимости создания детской и подростковой организации («Союз школьников»). Сейчас, что любопытно, практически никто не возражает против реанимации медвытрезвителей. Логично дошла очередь и до тунеядцев.
Второе — проблематика тунеядцев имеет и прагматическое и морально- этическое измерение. В рамках медленного, но верного движения российского государства к мягкой мобилизационной модели управления экономикой, такая линия должна предполагать и задействование потенциала людей неработающих (сибаритов), но ведущих праздный образ жизни, и тех, кто осуществляет свою бизнес-деятельность в тени. Для последних, в случае принятия законодательных мер по наказанию официально не работающих, это возвращение на свет, с показом заплаты, налогов. Это огромная польза государству. Наказание для сибаритов, больших и маленьких, в случае принятия законодательных мер по борьбе с тунеядцами, это также серьезный стимулирующий ход.
Эффект — значительная часть населения сразу найдет себе работу при наличии огромного количества вакансий в стране. Сработает система социальной справедливости.
Третье — наша страна с определенной ментальностью коренного населения не совсем приемлет рыночные механизмы, включающие наличие резервного рынка труда, высокой свободы личности, с возможностью как работать, так и не работать. Это создает в итоге очень большие социальные проблемы. Ужасающая смертность для мужчин трудоспособного возраста (35-60 лет), алкоголизация и наркомания, насилие в семье. Во многом это следствие именно незанятости части населения. В этом плане мобилизационная модель экономики с повсеместной занятостью людей с административным и уголовным наказанием для тунеядцев видится мне меньшим злом, нежели наличие резервного рынка труда.
В то же время лишение медицинской помощи для тунеядцев и неплательщиков налогов представляется мне пока излишней мерой. И тут надо без фанатизма. Особенно от фанатичных либералов гайдаровского пошиба. Их эксперименты в духе монетаризма и «шоковой терапии» и так обошлись дорого населению России. Поэтому в данном вопросе нам нужна взвешенность и компетентность. В общем, то, чего так не хватает Никите Белых и его либеральным сподвижникам.