В 2026 году от власти потребуется тонкая настройка социальной политики


Рассмотрим три блока 13-го рейтинга эффективности управления в субъектах РФ в 2025 году. Первый: говоря про успешность политического управления, отмечу, что по итоговым результатам оно выглядит лучше. Если вспомнить губернаторские кампании 2025 года, то практически отсутствовали риски второго тура. В 2026-м ожидается мало губернаторских кампаний, никаких проблем они не сулят. Заметен солидный прирост результатов «Единой России», особенно в сравнении с выборами в тех же регионах в 2020 году. Заметны ослабление КПРФ и дальнейшая фрагментация оппозиционного поля.

Это, безусловно, удачная для ЕР проекция на будущую думскую кампанию и на десятки кампаний по выборам региональных законодательных собраний. На политико-управленческом направлении существует только одна проблемная точка – закономерное снижение лоббистской эффективности региональных властей. Стало сложнее выбивать трансферты, федеральный центр стал подходить к этому вопросу гораздо жестче. Заметно выросли различия между регионами в плане успешности лоббирования федеральных трансфертов. В условиях дефицита бюджета центр все меньше балует регионы финансовой поддержкой. Одновременно заметно выросла жесткость политики центра в отношении расходования бюджетных средств в регионах. Это показали резонансная история с расследованием хищений при строительстве фортификационных сооружений и множество арестов замгубернатора, министров. В 2026 году, полагаем, усилится борьба за трансферты между регионами, поскольку ситуация явно лучше не станет. Весьма значимой будет и борьба за то, чтобы силовики прошли мимо.

Второй блок – финансово-экономическая политика. Отмечается относительная успешность, результаты стали лишь немного лучше. Регионы неплохо справились в условиях существующих финансово-экономических ограничений. С одной стороны, многие объективные показатели упали: бюджетный дефицит, местами плохая ситуация с инвестициями, промышленностью и т. д. С другой – эксперты стали благосклоннее относиться к региональным властям на этом направлении. Они оценили умение губернаторского корпуса и региональных правительств работать в сложных условиях. Это позволило выйти на сравнительно позитивные оценки эффективности управления в этой сфере. Наиболее успешными сюжетами стали развитие конструктивных отношений с бизнесом и реализация важных инвестпроектов, развитие преференциальных экономических режимов во многих регионах. Общие показатели могут уходить в минус, но важно, чтобы в субъектах были якорные проекты.

Третий блок – социальная политика. Результаты стали хуже, снизился общий итоговый балл эффективности региональной власти, стало больше негатива в экспертных оценках. Регионам, в том числе за счет бюджетного дефицита, удалось обеспечить выполнение своих социальных обязательств. Но тянет вниз прежде всего демография. Эффективность принимаемых регионами мер является слишком слабой. Низкие оценки субъекты получают по эффективности социальной поддержки. Меры точечные, достаточно слабые, и фундаментально мало что меняется. Необходимо большее внимание региональных властей к тонким аспектам социальной политики.

К предстоящим выборам 2026 года получаем непростой ребус. Ожидаем, что в условиях социально-экономических рисков может вырасти намеренная и нескрываемая жесткость политического управления. Тем временем требуется не столько жесткость политического управления, сколько тонкая настройка социальной политики. «Единой России» будет сложнее, чем в 2025 году, поскольку ситуация потребует учета социально-экономической политики в еще большей степени. Одного расчета на патриотическую консолидацию общества может оказаться недостаточно.

Резюмируя, полагаю, региональные власти неплохо справились в 2025 году, но с большим напряжением. Вызовы 2026 года могут оказаться более сложными.

Из вы­ступ­ле­ния на за­се­да­нии экс­перт­но­го клу­ба «Ре­ги­он».

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: