Власти Пермского края заберут у муниципалитетов часть полномочий: вызовы для МСУ региона?
![Власти Пермского края планируют забрать часть полномочий муниципалитетов на региональный уровень. По мнению губернатора Дмитрия Махонина, это позволит эффективнее реализовывать проекты. Эксперты РК видят в таком подходе положительные и отрицательные стороны. К последним можно отнести утрату муниципалитетами хозяйственной субъектности, что в итоге приведет к дальнейшему оттоку кадров. На уровень выше Власти Пермского края планируют забрать часть полномочий муниципалитетов на региональный уровень. Об этом сообщил губернатор Дмитрий Махонин. По его словам, это связано с изменением структуры госуправления. Чтобы получать поддержку из […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2025/12/Perm-360x240.jpg)
Власти Пермского края планируют забрать часть полномочий муниципалитетов на региональный уровень. По мнению губернатора Дмитрия Махонина, это позволит эффективнее реализовывать проекты. Эксперты РК видят в таком подходе положительные и отрицательные стороны. К последним можно отнести утрату муниципалитетами хозяйственной субъектности, что в итоге приведет к дальнейшему оттоку кадров.
На уровень выше
Власти Пермского края планируют забрать часть полномочий муниципалитетов на региональный уровень. Об этом сообщил губернатор Дмитрий Махонин. По его словам, это связано с изменением структуры госуправления. Чтобы получать поддержку из федерального бюджета, нужно исполнять все показатели, быть более мобильными. Губернатор обратил внимание на то, что в штате муниципалитетов практически нет строителей, «тех людей, которые действительно могут строить и заниматься системно ЖКХ». Поэтому важно не столько давать деньги территории, сколько помочь реализовать тот или иной проект.
Для полномочий, которые невозможно передать региону, планируется выстроить «штабную» модель управления и ввести оценку работы муниципалитетов по результатам исполнения. В качестве примера Дмитрий Махонин привел муниципальный проект по обустройству освещения, где из-за просрочек с оплатой подрядчик не успел закупить оборудование. Он пообещал контролировать качество работ, а те, кто работает неудовлетворительно, должны будут объяснять почему.
Напомним, краевое Заксобрание еще в 2024 году поддержало законопроект о перераспределении полномочий между муниципалитетами и краевыми властями в сфере градостроительства и дорожного хозяйства. Закон вступил в силу 1 января 2025 года. Он предусматривает передачу на региональный уровень функций по проектированию и строительству объектов образования, культуры и спорта стоимостью свыше 50 млн рублей, а также по проектированию, строительству и капитальному ремонту гидротехнических сооружений и автодорог местного значения с федеральным софинансированием.
Аналогичные решения принимаются и в других регионах. Так, в Курской области рассматривают вопрос о передаче с 2026 года полномочий по выдаче разрешений на строительство с муниципального уровня областному правительству. Ранее о планах забрать ряд полномочий у муниципалитетов сообщили в правительстве Саратовской области.
Плюсы и минусы
Политконсультант Людмила Ознобишина считает, что передача полномочий с муниципального на региональный уровень позволит решить проблемы, с которыми не справляются на местах.
«Решение коммунальных проблем в муниципалитетах, как правило, емкое финансово. Оно требует определенных компетенций, профессионализма не только с позиции составления проектно-сметной документации, но и с точки зрения контроля строительно-монтажных работ. К сожалению, приходится признать, что в одиночку с такими проектами муниципалитеты не справятся. Решение таких вопросов может потребовать расторжения концессии с ресурсником или привлечения специализированной организации для проектирования», – пояснила Людмила Ознобишина.
По мнению эксперта, решение о переходе данных полномочий на краевой уровень оправданно. Есть вероятность, что проблемы ЖКХ в части реконструкции сетей и другие проблемные финансово емкие вопросы будут решены, особенно когда идет речь о дотационных муниципалитетах, где один такой инвестпроект может быть сопоставим с собственной доходной базой.
Политтехнолог Алексей Чусовитин видит в ситуации как плюсы, так и минусы. К преимуществам он относит рост управленческих компетенций, потому что на уровне региона хороших специалистов гораздо больше, чем в муниципалитете. Федералам удобнее работать с крупными региональными заказчиками, нежели с маленькими компаниями, поскольку они понимают, кому платят деньги. Еще из плюсов – возможная экономия за счет масштаба и усиление контроля за исполнением работ.
«Из минусов я бы отметил ослабление и даже деградацию местного самоуправления. В муниципалитетах и так идет отток населения, а теперь появилась еще одна причина для этого: хорошим специалистам там будет просто нечего делать – они начнут уезжать. Свою политическую субъектность муниципалитеты потеряли уже давно, теперь теряют управленческую, хозяйственную», – отметил Чусовитин.
