Возможность выбора региона для работы в такси приведет к концентрации водителей в крупных агломерациях с высоким платежеспособным спросом
![Правительство РФ одобрило законопроект, позволяющий самозанятым и ИП работать в такси не только в регионе по месту регистрации. Авторы полагают, что снятие административного барьера улучшит ситуацию с пассажирскими перевозками и уравновесит рынок труда. Вопрос стабильности на рынке труда сегодня является одним из ключевых для социальной устойчивости страны. На это неоднократно обращали внимание президент и премьер-министр России. В нынешних условиях – при внешнеполитическом давлении, санкциях и структурных изменениях экономики – любые решения, способствующие снижению напряженности в сфере занятости, приобретают первостепенное значение. […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2025/05/CHumakov-360x271.jpg)
Правительство РФ одобрило законопроект, позволяющий самозанятым и ИП работать в такси не только в регионе по месту регистрации. Авторы полагают, что снятие административного барьера улучшит ситуацию с пассажирскими перевозками и уравновесит рынок труда.
Вопрос стабильности на рынке труда сегодня является одним из ключевых для социальной устойчивости страны. На это неоднократно обращали внимание президент и премьер-министр России. В нынешних условиях – при внешнеполитическом давлении, санкциях и структурных изменениях экономики – любые решения, способствующие снижению напряженности в сфере занятости, приобретают первостепенное значение.
Одобрение правительством инициативы, позволяющей самозанятым и индивидуальным предпринимателям работать в такси вне своего региона, прежде всего направлено на стабилизацию общероссийского рынка труда. Снятие административных барьеров создает условия для максимальной трудовой мобильности, обеспечивая выполнение ежедневных функций миллионами людей. Эта мера особенно важна для водителей и доставщиков – наиболее массовых профессий в России.
Все это, безусловно, приведет к концентрации рабочей силы в крупных агломерациях с высоким платежеспособным спросом. Там количество водителей увеличится, улучшатся качество перевозок и эффективность логистики. Однако одновременно возникнет диспропорция: регионы, где спрос не так высок, столкнутся с дефицитом рабочей силы, что приведет к росту стоимости услуг из-за ограниченного предложения. Это естественный рыночный эффект, но он допустим, поскольку приоритет сегодня – благополучие работников и стабильность на рынке труда.
Ключевой риск – формирование избыточного предложения рабочей силы в крупных агломерациях, что может привести к снижению доходов работников. Для его компенсации необходимы контроль за крупнейшими участниками рынка, формирование локальных условий и применение регуляторного законодательства. Особенно это касается крупных институциональных игроков вроде «Яндекса», чья бизнес-модель стала системообразующей и напрямую влияет на социальное благополучие миллионов людей.
Пока значительного снижения стоимости поездок ожидать не приходится. Стратегии крупнейших компаний, даже если рассматривать сегмент всех пассажирских перевозок, не предполагают ценового снижения, а структура издержек перевозчиков остается высокой. Увеличение числа водителей, скорее, станет возможностью для крупных игроков увеличить свою доходность, чем приведет к падению тарифов. Высока вероятность использования механизмов дискриминации работников. Поэтому пристальное внимание государства к участникам рынка, а в особенности к институциональным, включая фискальные, антимонопольные меры и государственный контроль в области прав трудящихся, крайне важно.
Очевидно, что лицо рабочего класса в современной России изменилось. Сегодня крупнейшие институциональные игроки на рынке труда, в том числе в сфере такси, оказывают влияние на социальную стабильность всего государства. «Яндекс» выступает не просто участником рынка, а системообразующей структурой, влияющей на экономическую и социальную жизнь десятков миллионов. Соответственно, задача государства – внимательнейшим образом наблюдать за деятельностью таких игроков и регулировать ее с учетом интересов общества.
Важно, чтобы стремление к прибыли отдельных компаний не привело к подрыву социальной стабильности в масштабах страны. Рабочий класс особенно чувствителен к малейшим изменениям цен и доходов, а также к несправедливости в экономических отношениях. Государство формирует правила, по которым функционируют бизнес и рынок труда, но, когда компания становится системообразующей, интересы общества и государства должны превалировать.
