Политическая и внутриэлитная ситуация во Владимирской области и эволюция системы власти в регионе


Политическое развитие российских регионов – тематика, которая поднимается не только в актуальной публицистике, но и глубоко прорабатывается в научных исследованиях, прежде всего, политологических. Исходя из соображения, что в советский период истории публичная политика на местах как таковая отсутствовала, основная масса работ рассматривает период от «перестройки» и до наших дней. Целевой аудиторией такого рода трудов является подготовленная публика в лице профессионального сообщества, экспертов, студентов-политологов, людей, имеющих широкие познания в том, что происходило в политической жизни территории в 1990-е-2000-е гг.

Позиция региональных властей (выступления, обзоры и исторические справки, которые предлагаются на различного рода официальных сайтах и прочих ресурсах) зачастую сводится к подчёркиванию стабильности политической обстановки и к игнорированию важнейших событий, произошедших в течение четверти века.

Не является исключением и Владимирская область. Например, в разделе «История области» на портале администрации региона путь развития субъекта Федерации описан до 70-х гг. XX в., т.е. постсоветский этап, в принципе, упущен [13].

Заметно желание не вести в публичной плоскости речь о ближайших предшественниках. При губернаторе Н.В. Виноградове (1996-2013 гг.) не было принято вспоминать о первом главе администрации области Ю.В. Власове (1991-1996 гг.). Подобная тенденция характерна для нынешнего главы региона С.Ю. Орловой. Симптоматично, допустим, что во время торжественного собрания, посвящённого празднованию 70-летия Владимирской области (октябрь 2014 г.), зрителям был продемонстрирован фильм, в котором следом за событиями позднего СССР сразу шёл 2013 год, когда Орлова была назначена временно исполняющим обязанности губернатора [11]. Речи нынешней руководительницы, в которых присутствует ретроспектива, можно в одном предложении изложить так: «Последние 16 лет в регионе ничего не происходило».

Понятно, что такой подход обусловлен конъюнктурными нуждами конкретных лиц, занимающих высший пост в системе исполнительной власти области. Тем не менее он затрудняет выстраивание в сознании граждан относительно объективной картины развёртывания политического процесса в минувшие 25 лет.

В то же время местная научная среда не обходит стороной данную тему. В 2009 г. был представлен вариант периодизации регионального политического процесса. Её автор, на тот момент кандидат, а ныне доктор политических наук, Р.В. Евстифеев выделил пять этапов [10, 22-24], причём первый из них относился к событиям до 1989 г. («скрытый (латентный) период») и выпадает из зоны глубокого анализа, а крайний включал в себя события с 2001 г. и по момент издания его работы. Разграничителями между стадиями выступали электоральные вехи, развал СССР и возникновение партии «Единая Россия».

В настоящее время периодизация, на наш взгляд, нуждается как в вычленении новых этапов, описании и характеристике качественно иных черт, связанных со сменой главы исполнительной власти области, так и в уточнении ряда тенденций, относящихся к 90-м и 2000-2009 гг. Немаловажно также прояснить роль событий и явлений федерального порядка в трансформировании политического процесса во Владимирской области.

В данной статье предлагается следующая периодизация:

1)​ зарождение политического процесса и возникновение конфронтации «демократов» и «красных» (1989-1993 гг.);

2)​ наступление и победа «красных» сил (1993-1996 гг.);

3)​ формирование и реализация монодоминантного режима «красного» губернатора (1996-2003 гг.);

4)​ мимикрия режима «красного» губернатора (2003-2007 гг.);

5)​ разрушение режима «красного» губернатора (2007-2011 гг.);

6)​ попытки восстановления конкурентности (2011-2013 гг.);

7)​ становление монодоминантного режима губернатора-«единоросса» (2013 г. – н.в.).

Зарождение политического процесса и возникновение конфронтации «демократов» и «красных» (1989-1993 гг.)

Фундаментом политической ситуации, сформировавшейся в первый период, являются изменения, касающиеся демократизации советского общества. Этот импульс послужил началом становления публичного политического процесса в регионе. Главным событием здесь стали выборы Съезда народных депутатов РСФСР, состоявшиеся в 1990 г.

Члены владимирской делегации были заметны на общероссийском уровне. Философа Ф.В. Цанн-кай-си ввели в состав Конституционной комиссии Съезда. Адвокат И.А. Безруков участвовал в работе и Конституционной комиссии, и Конституционного совещания, был одним из подписавшихся под обращением в Конституционный Суд РФ, в котором отстаивалась законность запрета деятельности КПСС. К.А. Морозов возглавлял подкомитет Верховного Совета по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления. Р.Е. Тихонов в 1991 г. был назначен ректором Российской академии управления (предшественница РАГС и РАНХиГС). С.Н. Соколов входил в счётную комиссию Съезда. По национально-территориальному округу от области был избран в Верховный Совет известный журналист-международник И.И. Андронов.

В регионе параллельно шёл процесс становления советских органов нового формата. Широкие по своему составу, избранные по мажоритарной системе, они отражали расстановку политических сил и являлись ареной для противостояния между партийной элитой, частью производственников и руководством области, назначенным Президентом РФ Б.Н. Ельциным.

Запрет деятельности Компартии в августе 1991 г. был одним из шагов, позволивших главе администрации области Ю.В. Власову лишить своих оппонентов управленческих рычагов. В дальнейшем он был вынужден пригласить ряд представителей «старой гвардии». Сравнительно молодой руководитель (назначен в возрасте 30 лет) не смог достичь согласия с соратниками, пошёл на замену этих участников команды.

Столкновение Президента и Съезда осенью 1993 г., завершившееся расстрелом парламента, болезненно отразилось на кадрах владимирской политики. Лишь один из народных депутатов попал в состав Федерального Собрания. Многие избранники прекратили политическую деятельность. Некоторые экс-депутаты переехали в Москву. Интеллигентским кругам в этот период было свойственно разочарование.

Силы, ориентировавшиеся на прежнюю партийную элиту, смогли продемонстрировать настойчивость. Депутатами Госдумы, избранными в одномандатных округах региона, являлись «аграрий» (Г.И. Чуркин) и представитель КПРФ (Е.В. Бученков). В верхней палате парламента, наоборот, закрепились Власов и представитель Президента в области Н.С. Егоров. Это был последний электоральный успех «демократов».

В 1989-1993 гг. политический процесс во Владимирской области прошёл этап зарождения, выхода на поверхность и разрастания. Специфика его протекания определялась сутью «перестроечных» явлений и формированием новых экономических отношений в России в целом. Его логическим завершением стали события на федеральном уровне, приведшие к смене политического строя, переходу к президентской республике и сужению сферы компетенции законодательной ветви власти. Данные изменения могли стать руководством к действию для региональной администрации по внедрению аналогичной схемы во Владимирской области, но ресурсов для реализации подобного плана у Власова оказалось недостаточно.

Наступление и победа «красных» сил (1993-1996 гг.)

Ликвидация системы Советов, принятие Конституции, в соответствии с которой превалирующим стал институт президентства, не облегчили главе администрации Ю.В. Власову борьбу с «красными».

На выборах депутатов Владимирской областной Думы (далее переименована в Законодательное Собрание) 13 из 21 мандата [10, 30] досталось тем, кого в либеральных кругах было принято называть «реваншистами». Председателем был избран бывший второй секретарь обкома КПСС Н.В. Виноградов. Представительный орган стал штабом, мозговым центром «советских» сил. Такой региональный парламент не мог быть «машиной для голосования», с его мнением приходилось считаться, через него невозможно было провести все законопроекты, подготовленные в недрах исполнительной власти.

Заксобрание начало привлекать на свою сторону гражданское общество, впервые организовав Общественную палату. В 1995 г. было создано движение «Справедливость и народовластие», которое поставило целью избрание Виноградова на пост руководителя региона.

После реформы порядка избрания членов Совета Федерации Виноградов вошёл в его состав по должности, как спикер. На выборах в Государственную Думу второго созыва в декабре 1995 г. КПРФ заняла по области первое место (20,72%) [21]. Для обеих «красных» одномандатников начался отсчёт второго срока полномочий. В Думу попал и местный коммунист-списочник В.А. Калягин.

В конце 1996 г. заканчивались полномочия главы администрации. Предвыборная кампания развивалась не в пользу Власова. Несколько его бывших сподвижников выставили кандидатуры против него. По энергичности Власов заметно уступал Виноградову и по итогам голосования потерял пост (21,71% против 62,2%) [5]. Заксобрание, избиравшееся одновременно, вновь было укомплектовано депутатами, преданными Виноградову.

Данный период, как и в ряде других российских регионов, стал предвестником формирования «красного пояса», группы субъектов Федерации, где губернаторами были избраны деятели, настроенные оппозиционно к курсу Кремля.

Претворение в жизнь именно такого сценария во Владимирской области было обусловлено консервативностью взглядов населения, высоким авторитетом прежней элиты, её способностью выживать и продвигаться в новых условиях, поддержкой со стороны «красных» директоров, непродуманностью социально-экономического курса, кадровой политики «младореформатора» Власова.

Формирование и реализация монодоминантного режима «красного» губернатора (1996-2003 гг.)

С победой Н.В. Виноградова на выборах главы администрации стартовал новый этап политического развития области. Умение первого лица области приспосабливаться способствовало тому, что он занимал должность более 16 лет, войдя в когорту губернаторов-«долгожителей».

Виноградов начинал свой срок в условиях сосредоточения властного ресурса в одних руках. Администрация ещё до его прихода была частично наполнена лояльными чиновниками. В дальнейшем у Виноградова не было необходимости вынужденно привлекать кадры, которым он не мог доверять. Заксобрание было солидарно с новым руководителем Владимирщины. Федеральный центр не стремился давить на него и утвердил представителем Президента вполне приемлемую для Виноградова фигуру С.Н. Соколова, бывшего заместителя Власова и кандидата на губернаторских выборах. Упрочению позиций Виноградова способствовало определённое экономическое оживление, особенно после дефолта 1998 г.

Новоиспечённый глава с самого начала давал установку на консолидацию «конструктивных» сил вокруг него, вне зависимости от идеологических различий, для совместной «работы на благо области». Этой стилистике Виноградов был верен вплоть до последних лет своего пребывания на посту. В этом плане его движение «Справедливость и народовластие» можно рассматривать в качестве нынешнего «Общероссийского народного фронта», но только регионального покрытия. Отделения партий, движений склонялись к тому, чтобы не противоречить губернатору. Получалась «многопартийная однопартийность».

Депутатский корпус быстро превратился в придаток исполнительной власти и всегда действовал с ней сообща. Попытка спикера В.Я. Котова выступать независимо привела к тому, что в 2001 г. он был смещён и заменён на А.В. Боброва, который не отличался самостоятельностью и желанием отстаивать точку зрения, не устраивающую губернатора.

Обстановка в данный период была прямо противоположной той, что имела место в 1989-1996 гг. Она «характеризовалась вытеснением людей из сферы политического» [10, 14]. Такая линия способствовала тому, что Виноградов (вместе с ближайшим окружением) становился единственным центром политической системы региона.

Административная управляемость практически не давала сбоев. Несколько выбивалось из этой линии лишь второе место экс-руководителя области на выборах по округу в Думу в 1999 г. Уже через год было получено подтверждение, что устойчивость сохранена. Очередные губернаторские выборы являлись ярчайшим проявлением возможностей выстроенной в области модели доминирования одной персоны. Конкурировать вызвался Власов, но абсолютно безуспешно. Виноградов одержал победу с результатом в 65,58% против 15,98% [4].

Сосредоточенность Виноградова на поддержании своего влияния не способствовала усилению Компартии, в рядах которой состоял. По результатам думской кампании 1999 г. коммунисты в области переместились на второе место (24%) [22], немного уступив «Единству». Данный показатель не послужил КПРФ стимулом к смене тактики. Это было связано с тем, что всё равно оба одномандатника были «красными» (Г.И. Чуркин и коммунист В.Н. Паутов). По списку вновь в нижней палате оказался В.А. Калягин.

Удачный для губернатора исход был у выборов главы г. Владимира в 2002 г. «Демократа» И.В. Шамова сменил на посту его заместитель, бывший партработник А.П. Рыбаков.

Образование партии «Единая Россия» в декабре 2001 г. не вызвало настороженности у руководства «красного» региона. Считалось, что руководитель областного отделения В.Н. Киселёв зависим от губернатора, поэтому новая структура не создаст проблем. Расчёт оказался неверным. Как и по всей стране, так и на Владимирщине, КПРФ потерпела фиаско на парламентских выборах в декабре 2003 г. Региональный результат (14%) был лишь несколько выше общероссийского (12,6%) [16]. Оба депутата-одномандатника были от Компартии, но И.Н. Игошин перешёл в «Единую Россию». Следует отметить, что с целью избрания Игошина в поддержке со стороны областных властей было отказано действующему депутату от данного округа Чуркину, который всё равно выдвинулся, но проиграл.

Завершение обозначенного выше периода стало однозначной вехой последовательной потери регионом статуса «красного». Электоральные признаки ушли в прошлое. Единственным маркером остался формальный – принадлежность губернатора к КПРФ. Как возникновение «красного пояса», так и прекращение его существования, по сути, были синхронными процессами для Владимирской области и других подобных субъектов Федерации. За 7 лет «проект» исчерпал свой ресурс.

С появлением «Единой России» Н.В. Виноградов переставал быть исключительной фигурой в политической системе региона, хотя его способность к компромиссу с Администрацией Президента позволила ему продолжать оставаться первым лицом области ещё в течение более чем 9 лет.

Мимикрия режима «красного» губернатора (2003-2007 гг.)

2003 год для коммунистов стал переломным моментом, крупнейшим поражением в истории партии, после которого организация до сих пор не может восстановиться.

Мощный удар по авторитету КПРФ не мог не сказаться на поведении её представителей на местах. В 2004 г. большинство губернаторов приостановили членство в Компартии, вышли из неё либо максимально дистанцировались. Н.В. Виноградов не склонился ни к одному из этих вариантов. Его участие в оппозиционной политической партии никак не сказывалось на его высказываниях по поводу мер, предпринимаемых федеральными властями в различных аспектах. Например, в отличие от своих однопартийцев, он не стал критиковать «монетизацию» льгот, осуществлённую с 1 января 2005 г.

Неприятным поворотом стало делегирование в регион депутата Госдумы А.К. Исаева, который должен был курировать местную «Единую Россию». Его наступательная критика в адрес Виноградова рассматривалась в качестве заявки за должность главы области. Впервые какую-либо личность начали рассматривать реальным соперником, который способен сместить Виноградова.

В период подготовки к выборам в Законодательное Собрание, назначенным на февраль 2005 г., губернатор продолжил политику лавирования. Два его заместителя были делегированы в партсписки «Единой России» и КПРФ соответственно. Откровенные выпады в свой адрес в ходе кампании он получил лишь от Аграрной партии России, список которой возглавил экс-депутат Госдумы Чуркин, давно ставший противником губернатора.

Тогда же, после отмены прямых выборов глав регионов и перехода к их назначению по представлению Президента Виноградову удалось сохранить пост за собой. Правда, в региональный парламент была внесена и альтернативная кандидатура главного федерального инспектора полпредства в ЦФО Г.В. Веретенникова, который взял самоотвод. Утверждение в депутатском корпусе протекало без эксцессов.

Следующим несомненным успехом для губернатора стало то, что ЕР и КПРФ выступили примерно одинаково на выборах в ЗС по пропорциональной системе (20,53% и 20,33%) [15]. Спикером парламента снова стал коммунист Бобров, значительное число депутатов от Компартии получили руководящие должности на освобождённой, оплачиваемой основе. Вместе с «единороссами» были поделены сферы влияния. Коалиция продержалась до лета 2007 г.

В рассмотренный период губернатор показал пример акклиматизации в условиях очередного витка усиления вертикали власти. Степень воздействия Виноградова на ситуацию в области продолжила снижаться.

Коммунисты выиграли всего 2 из 19 округов на выборах в Заксобрание. Мэром Коврова, второго по величине города области, стала оппонентка губернатора И.В. Табацкова, бывший член Национал-большевистской партии. Против Виноградова прямо выступал главный федеральный инспектор полпредства Веретенников. Правда, в 2007 г. он был переведён из Владимирской области. Этому предшествовало обращение представителей лояльной Виноградову общественности.

Подтачивало весомость главы региона то, что его начали воспринимать, как политика, чья карьера может оборваться в любой момент. Обсуждение сценария досрочной отставки входило в обиход.

Единственное, что играло в его пользу, так это допущение, что Администрация Президента заинтересована в наличии в губернаторском корпусе представителей различных политических партий. Но это вовсе не означало, что квота КПРФ должна распространяться именно на Владимирскую область, а не какую-либо иную территорию.

Разрушение режима «красного» губернатора (2007-2011 гг.)

На пути к выборам депутатов Госдумы, назначенных на декабрь 2007 г., партия «Единая Россия» продолжила наращивать свои силы во Владимирской области. Был прислан новый куратор, депутат Госдумы М.В. Бабич.

Впервые наметился разлад между Заксобранием и губернатором. Точкой преткновения стал вопрос о контроле за распоряжением земельными участками на территории региональной столицы со стороны администрации области. Попыткам принять такой закон противостояли прежде всего депутаты от «Единой России».

С прибытием Бабича, по сути, был создан ещё один центр по управлению процессами, имеющими место в области. Для участия в кампании в качестве кандидата были привлечены глава г. Владимира А.П. Рыбаков и один из богатейших бизнесменов региона Г.В. Аникеев. В «партию власти» перешёл экс-вице-губернатор Ю.М. Фёдоров, заработавший репутацию «серого кардинала» при Виноградове. Победа ЕР в области (с результатом в 56,75%) хоть и была ниже общероссийской (64,3%), но коммунисты набрали всего 14,4% [9].

В январе 2008 г. бюро обкома КПРФ приняло решение приостановить членство Виноградова в партии, чтобы он смог получить продление полномочий [3]. Несмотря на отсутствие в Уставе КПРФ такой опции (приостановление возможно лишь по личному заявлению и в чётко очерченном перечне обстоятельств), средства массовой информации сообщали, что Виноградов больше не состоит в Компартии, хотя это не соответствовало действительности.

Летом того же года губернатор потерял контроль над Избирательной комиссией Владимирской области. Её возглавил представитель ЕР В.Н. Коматовский.

Несмотря на противостояние ЕР и губернатора, депутаты от данной партии и КПРФ в региональном парламенте поддержали внесение поправок в Избирательный кодекс Владимирской области, по которым вводилась система распределения мандатов с применением метода делителей («метод Империали»), что создавало преимущество для избирательных объединений, набравших значительное число голосов.

На выборах в Заксобрание партийный список «единороссов» возглавил мэр г. Владимир А.П. Рыбаков. Виноградов не стал «паровозом» для коммунистов. Избирательная кампания КПРФ проходила под лозунгом защиты области от внешнего вторжения, от «варягов», под которыми подразумевалась команда ЕР, курируемая Бабичем. Все участники выборов в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг. настаивали на осуществлении мер поддержки социально незащищённых граждан, людей, лишившихся работы.

За один день до дня голосования Заксобрание утвердило внесённую Президентом Д.А. Медведевым кандидатуру Виноградова на четвёртый срок губернаторских полномочий. Перед этим у Виноградова состоялась встреча с руководством «Единой России», с Председателем Госдумы Б.В. Грызловым, в ходе которой он заявил о желании работать совместно с данной политической структурой [8]. Такая речь, ставшая достоянием гласности, была расценена как попытка Виноградова выказать свою верноподанность, чтобы остаться на посту.

1 марта 2009 г. по итогам выборов в региональный парламент квалифицированное большинство в нём получила ЕР. Губернатор впервые столкнулся с положением, когда депутатский корпус больше ему не подчинялся. В последующие годы между двумя ветвями власти регулярно возникало напряжение. «Единороссы» добились создания Общественной палаты, формируемой в порядке, выгодном правящей партии. Счётная палата области была переподчинена Заксобранию. Весной 2011 г. депутаты неудовлетворительно оценили отчёт Виноградова перед ними (который был предусмотрен поправками в федеральное законодательство).

В публичном поле наиболее негативно для Виноградова сложился 2010 г. Попытка областной администрации изменить условия проезда льготных категорий граждан, лесные пожары на территории региона, проблемы с предоставлением жилья погорельцам были использованы для критики на федеральном уровне.

В 2009-2011 гг. кризисные явления, сопровождавшиеся сменой некоторых партруководителей, наступили в обкоме КПРФ. Там выделились противоборствующие группы (лидеры – М.В. Вязгин, Ю.Б. Черкасов; А.М. Синягин, В.А. Королев), которые имели разные взгляды на то, как строить партийную деятельность и какую работу считать продуктивной. Оба лагеря надеялись, что именно их доводы поддержит губернатор. Он же до конца не встал ни на одну из сторон.

Важнейшее политическое событие 2010 г. – отмена прямых выборов главы г. Владимира. Переход к системе управления с «сити-менеджером» нашёл положительный отклик у исполнительной власти региона, хотя сама инициатива была запущена «единороссами», которые решили сменить мэра А.П. Рыбакова. Оппозиционные партии не выступили против, потому как в «пакете» с этим решением шло избрание 18 из 35 депутатов горсовета по пропорциональной системе. Второе условие не было реализовано. Последовала поправка, в соответствии с которой лишь 7 из 35 депутатов получали мандаты по партспискам, что послужило поводом для акции «Справедливой России» по раздаче белых ленточек в знак протеста. Изменение соотношения «пропорционалки» и «мажоритарки» не позволило коммунистам приобрести больший вес в горсовете, хотя на выборах в марте 2011 г. они получили 28,97% голосов при 34,82% у «Единой России» [19]. Перевес в одномандатных округах был у ЕР. Её посланцы встали у руля муниципалитета. Главой города из числа депутатов был избран экс-парламентарий ЗС, бывший лидер регионального отделения «Союза правых сил» С.В. Сахаров. Главой администрации по конкурсу определили бывшего заместителя мэра, также бывшего члена СПС А.С. Шохина.

Выборы в Госдуму в декабре 2011 г. существенно преобразили расстановку политических сил. В регионе снижение доли проголосовавших за ЕР (до 37,55%) совпало с выходом на второе место «эсеров» (21,79%) и оттеснением КПРФ (20,78%) [14]. День голосования отметился громким скандалом на турбазе «Ладога», чьё имя стало нарицательным из-за образования там временного избирательного участка (одного из многих в области). Зашкаливающие результаты в пользу ЕР, ограничение доступа на базу, проблемы с корректным заполнением документации сочли признаком фальсификаций. 10 декабря рядом с резиденцией областных властей состоялся самый массовый пикет (порядка 1000 человек) в истории Владимирщины против нарушений на выборах. Следующие подобные мероприятия собрали гораздо меньшее число участников.

В том же месяце М.В. Бабич был назначен полпредом Президента в Приволжском федеральном округе, что ослабило влияние извне на политическую жизнь области. Прошедший в Думу от региона «единоросс»-«варяг» И.Н. Игошин не был ему равноценной заменой.

Несмотря на рост популярности «Справедливой России» и Компартии и «пересменку» в правящей партии, губернатору всё сложнее было воспользоваться такими благоприятными обстоятельствами. Его четвёртый срок порождал убеждённость в том, что продления полномочий не будет, особенно в связи с восстановлением прямых выборов глав субъектов Федерации.

Попытки восстановления конкурентности (2011-2013 гг.)

Вслед за думской кампанией во Владимирской области наступила политическая «оттепель». Постоянной и неотъемлемой частью публичной дискуссии стал вопрос о том, кто будет новым руководителем региона. В публицистике, в аналитике высказывались различные предположения по конкретным фигурам, которые могли бы и хотели бы претендовать на лидерство. Куда важнее то, что на протяжении отрезка времени с весны 2012 г. по весну 2013 г. жителям довелось воочию наблюдать необъявленную предвыборную кампанию. Н.В. Виноградов не участвовал в ней, как предполагаемый кандидат.

Среди вероятных соискателей губернаторского кресла активностью отличался председатель Заксобрания В.Н. Киселёв. В его пользу проводилась широкая информационная работа. Пиаровские усилия были заметны, но о губернаторских амбициях напрямую он не заявлял.

Летом 2012 г. в регион на должность главного федерального инспектора полпредства прибыл С.Е. Рыбаков, аппаратчик из окружения руководителя Администрации Президента С.Б. Иванова. Рыбаков принялся осуществлять действия, которые призваны были значительно повысить его узнаваемость и авторитет среди граждан. Его появление привело к неминуемому соперничеству с Киселёвым.

Виноградов продолжал конфронтацию с депутатским корпусом. ЗС регулярно отклоняло законопроекты, вносимые губернатором, преодолевало его вето, наложенное на инициативы «единороссовского» большинства. В конкуренции Киселёва с Рыбаковым глава области, по сути, выступал на стороне последнего. Не называя имён и фамилий, Виноградов в общении с прессой высказывал недовольство тем, что выборы ещё не назначены, а агитация уже ведётся [17].

Единственным политиком, который откровенно заявил о стремлении быть первым лицом области, был предприниматель, лидер региональной «Гражданской платформы» А.С. Филиппов. Дружеские отношения его отца, возглавлявшего тогда «Газпром Межрегионгаз Владимир», с Виноградовым способствовали возникновению версии, что таким образом «старая гвардия» старается занять нишу в новых реалиях, после неминуемой отставки «красного» губернатора.

В качестве преемника, который будет компромиссом между Кремлём и Виноградовым, рассматривался первый вице-губернатор А.В. Конышев. Сам Виноградов выступал в том плане, что готов предложить несколько персоналий, которые могут стать преемниками. Хотя, стоит сказать, к подобным речам относились снисходительно, понимая, что уровень влиятельности Виноградова низок.

Особняком стоял депутат Госдумы от СР А.В. Беляков. Учитывая успех его партии в 2011 г., его считали возможным кандидатом в губернаторы, имеющим шансы на высокий результат.

В данный период политическая ситуация складывалась таким образом, что действовавшая исполнительная власть, во многом, игнорировалась. Надежду, что Виноградову удастся застолбить для себя пятый срок, питали, в основном, те, кто по привычке не представляли себе, что областью может руководить другой человек.

Благотворно на политический процесс влияло то, что он был открытым настолько, насколько возможно, характеризовался конкурентностью, которую можно было видеть непосредственно. Впрочем, в 2012 г. было уже ясно, что круг конкурентов на реальных выборах будет отличаться от представленного набора личностей. Это было связано с требованием к кандидату собирать подписи муниципальных депутатов и принципом «одна партия – один выдвиженец». Первое рождало сомнения насчёт перспектив регистрации Филиппова. Второе исключало одновременное участие Киселёва и Рыбакова.

Важнейшим фактором, воздействующим на предстоявшую избирательную кампанию, было установление единственного в году единого дня голосования. Полномочия Н.В. Виноградова истекали в марте 2013 г., а выборы могли быть назначены лишь на сентябрь. Таким образом неизбежно было назначение Президентом временно исполняющего обязанности губернатора. Причём именно этот человек воспринимался бы заранее объявленным фаворитом.

Становление монодоминантного режима губернатора-«единоросса» (2013 г. – н.в.)

Вплоть до конца марта 2013 г. Владимирская область пребывала в режиме ожидания развязки. Тогда впервые появилась информация, что вице-спикер Совета Федерации С.Ю. Орлова может стать главой региона [2]. Версия казалась экзотической. Виноградов держался спокойно, не объявлял об уходе даже на пресс-конференции 15 марта, которая оказалась для него последней в ранге губернатора [6]. Правда, позже, в интервью он признался, что уже тогда был в курсе, что не будет назначен врио [7].

25 марта был обнародован указ Президента, который подтвердил, что исполнять обязанности губернатора будет Орлова. В течение первых же недель и месяцев вновь назначенная руководительница осуществила кадровые перестановки, избавилась от части высокопоставленных чиновников (например, директора Департамента здравоохранения В.А. Безрукова, председателя Комитета общественных связей и СМИ Л.Е. Михеевой), которые вызывали особую неприязнь у местных «единороссов». При этом часть вице-губернаторов и глав структурных подразделений, доставшихся в наследство от Виноградова, сохраняют должности вплоть до настоящего момента (среди наиболее значимых можно выделить первых замов В.П. Кузина и А.В. Конышева).

Прежние гипотетические кандидаты в губернаторы В.Н. Киселёв и С.Е. Рыбаков не шли на конфронтацию с врио. Второй даже перешёл на работу заместителем губернатора. Пострадавшим от пертурбаций вышел член Совета Федерации А.Н. Савенков, бывший заместитель министра юстиции и бывший главный военный прокурор РФ. В новом раскладе он не смог претендовать на второй сенаторский срок. Коммунист А.М. Синягин, другой сенатор, назначенный ещё Виноградовым в конце 2011 г., продолжал исполнять свои обязанности вплоть до выборов губернатора.

Знакомство Орловой с регионом, по существу дела, вылилось в старт её предвыборной кампании и попутно в постоянные разбирательства с главами местного самоуправления. На этом этапе также врио губернатора вступила в конфликт с А.С. Филипповым, собиравшимся баллотироваться на высший в регионе пост. Обвинения в завышении тарифов на энергоресурсы компанией «МРГ-Инвест», принадлежащей бизнесмену, послужили прелюдией к дальнейшему уголовному преследованию, которое в 2015 г. перетекло в судебную плоскость.

Системная оппозиция не проявила готовности перестроиться и бороться в изменившихся обстоятельствах. Воспользовавшись этим, Орлова добилась того, чтобы состав её соперников на выборах был слабым. КПРФ выдвинула первого секретаря обкома КПРФ А.В. Боброва. Центральное руководство «Справедливой России» отказало А.В. Белякову в выдвижении в губернаторы, поставив региональное отделение и лично его, как политика, в двусмысленное положение. Он был вынужден идти ещё и в члены Совета Федерации в одной связке с Орловой. ЛДПР отделалась своим областным координатором В.В. Сипягиным. Присутствовали 4 технических претендента. Филиппову, поддержанному «Гражданской платформой», было отказано по причине того, что часть муниципальных депутатов поставили подписи как за него, так ранее и за другого выдвиженца. В данных условиях победа с высоким результатом Орловой была обеспечена.

Предрешенность итогов губернаторских выборов не стала для партий стимулом сделать упор на борьбу за мандаты в Законодательном Собрании, выборы в которое были также назначены на 8 сентября 2013 г.

Пассивное поведение привело к проседанию показателей КПРФ (13,54%) и «эсеров» (6,96%), правда, ЛДПР немного продвинулась вперёд (9,92%) по сравнению с выборами в ЗС 2009 года [19]. Для коммунистов не стало подспорьем даже то, что их на выборы вёл лично Виноградов. Массовая имиджевая агитация в регионе со стороны Филиппова повысила его известность, но не позволила «Гражданской платформе» пройти в областной парламент (2,6%). Против него действовала партия с созвучным названием («Гражданская позиция») и однофамильцем в качестве №1 в списке. «Единороссы» получили суммарно 32 из 38 мест в ЗС. Возглавлял список кандидатов самый состоятельный депутат Госдумы Г.В. Аникеев. Рыбаков был делегирован в Совет Федерации, а Киселёв остался спикером парламента.

Голосование на выборах главы региона зафиксировало доминирование Орловой (74,73%) при низкой явке (28,5%) и отсутствии оппонента, который бы привлёк к себе большинство остального электората (ближайший преследователь Бобров получил 10,64%) [18].

Провал системной оппозиции был закреплён последовавшими затем поправками в Избирательный кодекс Владимирской области, в соответствии с которыми пропорциональная система распределения мандатов могла применяться лишь в г. Владимире. Кроме областного центра, её задействовали один раз, на выборах 13 марта 2011 г. в 8 муниципальных районах. Данная мера, если иметь в виду, что гарантированное получение мандатов возможно при пропорциональной схеме, было сильнейшим ударом по КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

В связи с отсутствием весомых акторов-политиков, которые бы отстаивали подход, отличный от продвигаемого руководством области, возникают ситуации, когда диалог, по факту, ведётся между Орловой и различными неформальными объединениями гражданских активистов, выступающими с критикой конкретных проектов или решений власти. Наиболее запомнилась в этом смысле борьба жителей г. Владимира против перекрытия движения транспорта по центральной улице города. Такой план лоббировали первые лица региона и муниципалитета. Полемика дошла до требования отставки губернатора [12] и завершилась отказом властей от реализации намеченного.

В 2014-2015 гг. в регионе продолжилось укрепление монодоминантного режима губернатора С.Ю. Орловой. За короткий срок ей удалось перенастроить разложившуюся систему управления так, чтобы быть единственным центром принятия решений. Издержками жёсткой политики являются претензии со стороны элиты региона, которую Орлова пытается полностью подчинить. Экспертные круги выделяют именно эту черту в качестве самого главного негатива по отношению к губернатору [1].

***

Проанализировав развитие политического процесса во Владимирской области в 1989-2015 гг., его основные тенденции и важнейшие события, можно сделать следующие выводы:

1)​ общероссийская повестка оказывала сильное воздействие на особенности политической жизни территории;

2)​ регион в электоральном плане прошёл путь, типичный для «красного пояса»;

3)​ сохранение формального статуса «красной» области было связано со способностями Н.В. Виноградова к лавированию и приспособлению;

4)​ в регионе никогда не существовало политической конструкции, в которой превалировала КПРФ, но был реализован монодоминантный политический режим губернатора-члена этой партии;

5)​ на качестве политической элиты области губительно сказались столкновение Президента и парламента в 1993 г., а также политика ликвидации конкуренции, проводившаяся после победы Виноградова на выборах губернатора в 1996 г.;

6)​ несмотря на проводившийся в течение длительного времени курс на вытеснение политического процесса, в области имеется потенциал, в т.ч. кадровый, для построения конкурентной региональной политической системы;

7)​ неспособность представителей местной элиты достигать компромисса в условиях разложения монодоминантного режима Виноградова способствовала продвижению пришлых политиков, в т.ч. нынешнего губернатора Орловой;

8)​ в настоящее время в регионе формируется монодоминантный режим действующего губернатора по аналогии с тем, как это происходило в 1996-2000 гг.

Библиографический список

1.​ XV рейтинг политической выживаемости [Электронный ресурс]. URL:http://www.fpp.spb.ru/rate15.php (дата обращения: 05.08.2015 г.)

2.​ Бирюкова Лилия. У КПРФ появился шанс сохранить за собой Владимирскую область [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2013/03/06/zhenschina_ili_kommunist (дата обращения: 05.08.2015 г.)

3.​ Борисов Юрий. Предпоследний губернатор-коммунист (Приостановил членство в КПРФ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/842176 (дата обращения: 05.08.2015 г.)

4.​ Выборы главы администрации Владимирской области // Итоги выборов в Российской Федерации 10 декабря 2000 года [Электронный ресурс]. URL:http://www.cikrf.ru/banners/vib_arhiv/arhivfci/33/33_2221101_101200p.htm (дата обращения: 05.08.2015 г.)

5.​ Выборы главы администрации Владимирской области 8.12.1996 // Владимирская область [Электронный ресурс]. URL: http://www.cir.ru:8077/ips/Rusmap/Elect/reg/33961208HA.htm (дата обращения: 05.08.2015 г.)

6.​ Головинов Сергей. Губернатор предложил подождать до конца месяца [Электронный ресурс]. URL: http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/gubernator-predlozhil-podozhdat-do-kontsa-mesyatsa (дата обращения: 05.08.2015 г.)

7.​ Головинов Сергей. Политические откровения экс-губернатора [Электронный ресурс]. URL: http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/politicheskie-otkroveniya-eks-gubernatora (дата обращения: 05.08.2015 г.)

8.​ Губернатор Николай Виноградов: “Я благодарен “ЕДИНОЙ РОССИИ” // Призыв. 2009. 18 февраля.

9.​ Данные Сводной таблицы ЦИК России о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (данные ГАС «Выборы») / Итоги выборов / Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2007/Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации // АРХИВ федеральных избирательных кампаний, кампаний референдума [Электронный ресурс]. URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=100100021960186&vrn=100100021960181&region=0&global=1&sub_region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=100100021960186&type=233 (дата обращения: 05.08.2015 г.)

10.​ Евстифеев Р.В. Мелодии электоральных пространств. Политический процесс и электоральные предпочтения избирателей (Владимирская область, 1999-2009 гг.). – Владимир, 2009.

11.​ Егоров Сергей. Луч официоза в юбилейном царстве [Электронный ресурс]. URL: http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/luch-ofitsioza-v-yubileynom-tsarstve- (дата обращения: 05.08.2015 г.)

12.​ Заберите от нас из Владимирской области губернаторшу Орлову! Пожалуйста! [Электронный ресурс]. URL: http://vopros-putinu.reformal.ru/proj/?ia=637743 (дата обращения: 05.08.2015 г.)

13.​ История области [Электронный ресурс]. URL: http://avo.ru/region/hystory(дата обращения: 05.08.2015 г.)

14.​ Итоги голосования / Итоги голосования // Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2011 году [Электронный ресурс].URL:http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=100100028713304&vrn=100100028713299&region=0&global=1&sub_region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=100100028713304&type=233 (дата обращения: 05.08.2015 г.)

15.​ Итоги голосования (Протокол №2) / Выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области четвертого созыва // Информация о выборах и референдумах [Электронный ресурс]. URL: http://www.vladimir.vybory.izbirkom.ru/region/region/vladimir?action=show&root=1&tvd=2332000106279&vrn=2332000106278&region=33&global=&sub_region=0&prver=2&pronetvd=1&vibid=2332000106279&type=425 (дата обращения: 05.08.2015 г.)

16.​ Итоги голосования по федеральному округу / Итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва (2003 года) / Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2003 / Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации //АРХИВ федеральных избирательных кампаний, кампаний референдума [Электронный ресурс]. URL: http://gd2003.cikrf.ru (дата обращения: 05.08.2015 г.)

17.​ Последний раз в этом году [Электронный ресурс]. URL: http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/posledniy-raz-v-etom-godu (дата обращения: 05.08.2015 г.)

18.​ Результаты выборов / Выборы Губернатора (главы администрации) Владимирской области // Информация о выборах и референдумах [Электронный ресурс]. URL:http://www.vladimir.vybory.izbirkom.ru/region/region/vladimir?action=show&root=1&tvd=2332000573414&vrn=2332000573410&region=33&global=&sub_region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=2332000573414&type=234 (дата обращения: 05.08.2015 г.)

19.​ Результаты выборов по единому округу / Выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва // Информация о выборах и референдумах [Электронный ресурс]. URL:http://www.vladimir.vybory.izbirkom.ru/region/region/vladimir?action=show&root=1&tvd=2332000573871&vrn=2332000573867&region=33&global=&sub_region=0&prver=2&pronetvd=1&vibid=2332000573871&type=425(дата обращения: 05.08.2015 г.)

20.​ Результаты выборов по единому округу / Выборы депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва // Информация о выборах и референдумах [Электронный ресурс]. URL:http://www.vladimir.vybory.izbirkom.ru/region/region/vladimir?action=show&root=1&tvd=452400168323&vrn=452400168280&region=33&global=&sub_region=0&prver=2&pronetvd=1&vibid=452400168323&type=425(дата обращения: 05.08.2015 г.)

21.​ Сводная таблица Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва / Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 1995 года / Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации // АРХИВ федеральных избирательных кампаний, кампаний референдума [Электронный ресурс]. URL: http://cikrf.ru/banners/vib_arhiv/gosduma/1995/index.html (дата обращения: 05.08.2015 г.)

22.​ Сводная таблица Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва / Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 1999 года / Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации // АРХИВ федеральных избирательных кампаний, кампаний референдума [Электронный ресурс]. URL: http://cikrf.ru/banners/vib_arhiv/gosduma/1999/index.html (дата обращения: 05.08.2015 г.)

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: