«Демократическая коалиция» в трех регионах: политический театр и опасная игра
В преддверии активной фазы избирательного цикла 2015 года большая часть игроков на российском партийном пространстве заметно оживилась. Примечательно, что в медийный фокус все чаще стали попадать не только хорошо известные партийные бренды, но и откровенные радикалы. Это, кстати, ярко иллюстрирует тезис о возможности допуска к медийным ресурсам не только провластных структур. Если у них есть возможность «засветиться» в текущей информационной повестке, значит не все так подконтрольно "всеподавляющему Левиафану". Речь идет о партийном проекте «РПР-ПАРНАС», в ряды которого вошли весьма известные оппозиционеры – в том числе бывшие госфункционеры, давно сошедшие с политического Олимпа, но так и не сумевшие с этим смириться.
Причины оживления на национальном партийном ландшафте просты и понятны. Близятся масштабные федеральные выборы в Государственную Думу, которые состоятся то ли в сентябре, то ли в декабре 2016 года (дискуссия уже идет). Впервые с 2003 года они пройдут по смешанной системе: 225 депутатов будут избираться по мажоритарным одномандатным округам, а 225 народных избранников пройдут в федеральный парламент страны по партийным спискам. Для отечественных политических партий грядущий единый День голосования означает по сути генеральную репетицию, по итогам которой будут понятны их ресурсы и возможности.
Учитывая возможное изменение российского избирательного законодательства, при котором повышается так называемая партийная «квалификация» (не депутат в одном регионе, а минимум в двух-трех), для партий непарламентского спектра очень важно получить необходимый уровень представительства в законодательных органах регионов страны. Поскольку именно это представительство автоматически дает для непарламентской партии (за исключением «Яблока», которое и так имеет это право, поскольку на прошедших выборах в Госдуму набрало более 3%) привилегию выдвигать свой список на выборы в Госдуму РФ без сбора подписей, равно как и выдвигать по мажоритарным округам своих кандидатов-одномандатников. Плюс к этому у партии появляются различные дополнительные возможности участия в региональных и муниципальных выборах на перспективу.
Недавно было заявлено о начале реализации мечты всех поколений российских оппозиционеров: на базе РПР-ПАРНАС якобы создана некая «Демократическая коалиция», в которую помимо «парнасовцев» вошли еще пять партий: «Партия прогресса», «Демократический выбор», «Гражданская инициатива», «Партия 5 декабря», «Либертарианская партия».
Декларируемая цель альянса — объединить оппозиционные силы, чтобы более эффективно противостоять действующей власти. На самом же деле главная задача несколько иная: отработать деньги спонсоров, в том числе зарубежных, показаться избирателям и напомнить о себе на региональных выборах. Но самое главное — расширить электоральные возможности партии «РПР-Парнас» в контексте предстоящих выборов в Госдуму, в том числе за счет ограничения возможностей и самостоятельных перспектив собратьев по демократическому оппозиционному движению. Дело в том, что сейчас с одним представителем в Ярославской областной думе, РПР-ПАРНАС имеет возможность выдвигать свой список в ГД РФ без сбора подписей. Однако, осознавая возможное ужесточение этого требования, партия «страхует» себя на будущее. Отсюда стремление расширить свое партийное представительство за счет новых регионов. Очевидно, если эти планы воплотятся в жизнь, партия Касьянова и Навального объявит о монополии на протест и выдвижении от оппозиции исключительно на базе собственной партийной площадки в рамках парламентской кампании.
В качестве пилотных регионов, в которых по логике вождей «Демократической коалиции» будут организованы массовые протесты и революционные настроения, названы три российских области: Костромская, Калужская и Новосибирская.
Почему эти регионы? Во-первых, традиционно эти территории в новейшей истории России были нестабильными/неспокойными для партии власти. Достаточно сказать, что на выборах в Госдуму «Единая Россия» потерпела сокрушительное фиаско в Костромской и Новосибирской областях, набрав немногим больше 30%. Во-вторых, здесь всегда была сильная партийная конкуренция и достаточно серьезное представительство непарламентских партий на региональном уровне. В-третьих, у этих регионов сильные либеральные традиции и настроения среди бизнес-элит. В-четвертых, до недавнего времени в двух из трех областей (Костромская – Слюняев, Новосибирская – Юрченко) регион возглавляли губернаторы, которые имели низкую популярность у населения. Соответственно антирейтинг власти был довольно высок. В-пятых, географически Костромская и Калужская области располагаются близко к Москве, а это снижает затраты на кампанию и не растягивает коммуникации. В-шестых, социально-экономическое положение как минимум в двух из трех вышеуказанных регионов не самое благополучное, что по замыслу оппозиционеров к осени даст рост протестных настроений населения на фоне углубления кризиса. Наконец, в-седьмых, выборы в трех областях проходят одновременно как в региональный парламент, так и в Городской совет столицы субъекта, что повышает явку, разогревает политическую активность жителей, а главное, позволяет стратегически и тактически манипулировать с выдвижением кандидатов-одномандатников сразу в оба представительных органа по отдельным территориям.
Любопытно, что "Демократическая коалиция" решила организовать некую подготовительную политическую процедуру. Во всех трех регионах уже готовится проведение праймериз и даже создана специальная избирательная комиссия. Впрочем, желающих попробовать свои силы под брендом «РПР-ПАРНАС» пока немного. Очевидно, лейтмотивом программного позиционирования сторонников Навального, как всегда, станет тотальная критика власти. Причем не только федеральной, но и региональной.
Собственно, на этом же построена и риторика лидеров "Демократической коалиции".
На днях сопредседатель "РПР-ПАРНАС" Михаил Касьянов заявил, что мечтает заменить Владимира Путина. И первое, что он намерен сделать в этой должности – вернуть Крым Украине. Конечно же, прийти на замену действующему президенту он мечтает исключительно с помощью «законных выборов».
За создание "Демократической коалиции" на основе "РПР-ПАРНАС" наиболее активно выступал Алексей Навальный. Он широко известен как большой борец с коррупцией. Каковы же реальные результаты этой борьбы на сегодня? Нулевые. Ведь главные действия Навального и его «друзей» – это подписи под бесчисленными Интернет-конвенциями и раздача агиток возле метро в столице. С соответствующими результатами. А всё потому, что реальной задачи победить коррупцию нет. Нет никаких сомнений в том, что методы ведения предвыборной борьбы будут такими же: вагоны компромата без всяких доказательств.
Помните, как прошлым летом уже сидевший тогда под домашним арестом Навальный спровоцировал московскую молодёжь на «дачинг»? Под таким названием проходила акция, в ходе которой сторонники главного «антикоррупционера» выезжали в Акулинино, где, как утверждается, находится дача Владимира Якунина. Не просто так выезжали, а настойчиво требовали у охраны, чтобы их препроводили в элитный посёлок и дали там всё как следует рассмотреть. Закончилось всё довольно печально: примерно двадцатью разбитыми машинами и физиономиями. Собственно, ожидать другого результата было глупо. Но специфика ситуации заключается в том, что сам Навальный в акции не участвовал. Казалось бы, это можно объяснить нахождением под домашним арестом. Но зачем призывать молодых неопытных ребят «наезжать» на профессиональных охранников, если сам в этом участвовать не можешь? Да затем только, чтобы получить ещё один козырь в борьбе против «кровавого путинского режима".
Есть ли хоть малейшие сомнения в том, что вся эта «борьба» – сплошной театр нескольких актеров, которые занимаются реализацией собственных интересов за чужой счет?