Этот случай может официально трактоваться как исключение, не имеющее последствий для федеративного устройства
Как стало известно "Ъ", прокурор Санкт-Петербурга Сергей Литвиненко отказался вносить представление губернатору Георгию Полтавченко об увольнении главы комитета финансов Смольного Алексея Корабельникова, чье назначение из-за недостаточной квалификации чиновника не согласовал Минфин. По мнению прокурора, игнорировать федеральное законодательство в вопросах организации госслужбы губернатору разрешает Конституция. Позиция надзорного ведомства может вылиться в более масштабный спор о разделении полномочий между регионами и федеральным центром.
Иван Курилла:
— Это очень любопытная коллизия. Конечно, в такой ситуации решение может остаться за Конституционным судом. Конкретный повод не так важен, как принцип; насколько я понимаю, впервые с момента построения «вертикали власти» под сомнение поставлены полномочия центра по контролю за регионами.
Ситуация, в которой для суда (или для федерального центра, который может вмешаться в ситуацию и по другим каналам) поддержать лояльного Полтавченко может означать признание ослабления собственного контроля. Хотя, с другой стороны, практика показывает, что этот случай может официально трактоваться как исключение, не имеющее последствий для федеративного устройства.
Насколько я понимаю, прецедент может стать важным. Но тут есть важный нюанс: в России правила обычно допускают исключения. Это при режиме Rule of Law был бы важный прецедент, а у нас может оказаться привилегией.
Конечно, не исключено, что кто-то из губернаторов может и себе потребовать подобные полномочия. Тогда это будет означать, что центр в самом деле слабеет.