Стратегия образования: болевые точки и пути решения
Госдума приняла постановление о разработке Стратегии развития образования – оно включает инициативы «Единой России». В частности, профильным министерствам рекомендуется предусмотреть меры по снижению нагрузки на школьников, совершенствованию системы оплаты труда учителей, формированию инфраструктурной базы образовательных организаций и обновлению их материально технической базы, разработке механизма планирования кадровой потребности в соответствии с планами по развитию экономики страны.
Политолог, автор Telegram-канала «Эксперт по Госдуме» Павел Склянчук:
Для «Единой России» тема школьного образования является одной из магистральных перед выборами в Госдуму в 2026 году. По сути, школа — это точка сборки партийной идеологии. На первый план сегодня выходит человеческий капитал, дефицит кадров. Поэтому под партийным контролем проводятся капремонты учебных заведений, патриотические разговоры о важном, обсуждаются новые учебники истории, обществознания и т.д.
Поэтому для ЕР стратегия школьного образования — это стратегия работы с избирателями. Как мы видим, инициативы рассчитаны на более прагматичный подход к процессу школьного образования. Оно должно быть современным и привязано к потребностям экономики Снижение нагрузки по домашнему заданию, упрощение сдачи экзаменов после девятого класса, повышение престижа среднего профобразования. Все это может дать позитивный эффект среди электората «Единой России». Однако пока не дан политический ответ на фундаментальный вопрос — что будет с ЕГЭ? Рано или поздно ЕР придется сформулировать публичную позицию, поскольку другие парламентские партии вынуждают это сделать.
Сооснователь проекта «Новое инженерное образование», кандидат технических наук Алексей Лопатин:
Думаю, что проблема со школьным образованием преимущественно лежит в плоскости нехватки педагогов. Нехватки настоящих учителей, пришедших в школу в соответствии с призванием. А для того, чтобы таких людей было больше, совершенно точно необходимо кратно, именно кратно, повышать заработную плату. Иначе ситуация с места не только не сдвинется, а наоборот, продолжит стагнировать.
Ведь что сейчас можно наблюдать в некоторых новых школах – появляется вторая смена, причем даже там, где школа еще и не приблизилась к своей проектной мощности. Из-за чего же это происходит? Все очень просто – учителей не хватает, и те, кто есть, вынуждены переносить занятия во вторую смену.
Руководитель Национального родительского комитета, уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец:
Обновление материально-технической базы школ – архиважный вопрос, который стоит на повестке, потому что мы все находимся во власти технологий. Чтобы наши дети были конкурентоспособными, для того, чтобы вооружить их самыми новыми знаниями, необходимо, конечно же, оснащать материально-техническую базу. Мы говорим не только об IT-оснащении, но и оснащении, допустим, кабинетов химии, чтобы у детей были все необходимые условия ставить опыты. Потому как невозможно пробудить интерес к науке к этим предметам, если ребенок изучает их только по учебникам. Конечно же, дети должны иметь возможность на практике, на собственном опыте проходить какие-то важные основы, азы.