Первый шаг к грамотному урегулированию ситуации с ростом цен — проанализировать, почему эти методы не работают так, как хотелось бы
Пока правительство РФ раздумывает о целесообразности введения госрегулирования цен на социально значимые продукты питания, к ограничению стоимости таких товаров уже приступил целый ряд регионов. Как выяснил "Ъ", чиновники договариваются с ритейлерами о минимальной торговой наценке, требуют отдавать предпочтение продуктам местного производства и зафиксировать цены на товары под собственным брендом сетей. Возможность ограничивать цены на региональном уровне существует только в условиях Крайнего Севера или на территориях, которые приравнены к нему по статусу, напоминают в правительстве.
Дмитрий Хотько:
— Федеральные чиновники формально правы: региональные власти, за исключением ряда территорий, на нормативном уровне ограничивать рост цен не могут. Поэтому, собственно говоря, многие регионы к нормативным ограничениям и не прибегают, ограничиваясь меморандумами о взаимопонимании с ритейлерами.
Само по себе ограничение наценки на отдельные категории товаров, если к нему прибегать — мера обоюдоострая, поскольку ритейлеры, будучи заинтересованными в том, чтобы отыграть свои потери, вызванные ограничениями, поднимут цены на другие категории товаров.
В целом, нужно понимать, что к подобным инструментам региональные власти прибегают тогда, когда конвенциональные методы не работают или работают недостаточно эффективно. Это и меры региональной экономической политики по стимулированию и поддержке участников тех или иных товарных рынков. И антимонопольная политика, конечно. Первый шаг к грамотному урегулированию ситуации с ростом цен — проанализировать, почему эти методы не работают так, как хотелось бы.
Оптимальный сценарий — когда региональные министерства экономического развития с привлечением квалифицированных экспертов и регионального УФАС проводят оценку конкурентной среды и выявляют проблемы развития конкуренции на ключевых товарных рынках. После чего формируют чёткий пошаговый комплекс мер по выправлению ситуации, реализация которого может занимать сравнительно длительное время, но в конечном счёте окажется эффективной. У многих регионов такой опыт имеется.
Зачастую, кстати, такой анализ позволяет выявить, что проблема роста цен может быть связана в первую очередь не со сговором ритейлеров, а поставщиков. По ряду отраслей и видов продукции в регионах поставки иногда находятся под монопольным контролем одного или нескольких крупных игроков. Есть единственный способ гарантированно и долгосрочно решить такие проблемы — устранять инфраструктурные ограничения, создавая крупные товарно-логистические комплексы.
Пожалуй, более внятная экономическая политика регионов, направленная на устранение проблем развития конкуренции на товарных рынках, может также быть дополнена расширением инструментария и полномочий ФАС.