В деле поддержки НКО многое зависит от первого лица региона
Интерес государства к некоммерческому сектору экономики связан с тем, что в современном мире взаимодействие государства и гражданского общества стало важной частью государственного и муниципального управления. В последние десятилетия Россия реализует стратегию, направленную на вовлечение социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в процесс решения задач социально-экономического развития.
Во многих регионах наблюдается высокая эффективность некоммерческого сектора, даже в тех, которые не могут похвастаться лидирующими позициями по региональному бюджету, и наоборот — большое количество денег в регионе не является гарантом высоких результатов.
Сейчас наблюдаются огромные диспропорции в развитии некоммерческого сектора в регионах. Даже после поправки на масштаб и уровень финансирования региона наблюдаются различия в десятки, сотни, а порой и в тысячи раз. При этом доля социально-ориентированных НКО, сдающих ненулевую бухгалтерскую отчётность, за 3 года выросла с 50% до 55%, растет вовлеченность граждан, так в 2023 году налоговые вычеты на благотворительность заявили 618,8 тысяч граждан, в то время как в 2022 году их количество составляло 13,8 тысяч, а сумма их пожертвований выросла более чем в 2,5 раза (с 9,4 млрд до 25,4 млрд).
В 2023 год уже в 72 регионах РФ реализовывались мероприятия по развитию инфраструктуры СО НКО. Им оказывается поддержка в рамках муниципальных программ. За последнее время резко увеличилось число муниципальных районов и городских округов, реализующих меры по поддержке соцпредпринимательства: с 14% в 2022 году этот показатель увеличился до 34% в 2023 году.
В деле поддержки НКО многое зависит от первого лица региона. Чем лучше этот человек понимает важность взаимодействия с НКО и необходимость развития социальной сферы на местах, тем больших результатов получится добиться. А еще важна мотивация НКО, социальных предпринимателей и Общественных палат, поскольку развитие социальной среды возможно только совместными усилиями. При этом статистика показывает: сами НКО с каждым годом относятся к органам власти все лояльнее.
В деле организации финансирования работы региональных НКО очень большим подспорьем являются федеральные фонды, организующие софинансирование расходов на оказание поддержки НКО в субъектах Российской Федерации. К таким фондам в первую очередь относятся Фонд президентских грантов и Президентский фонд культурных инициатив.
Проблемы с получением финансирования СО НКО вытекают из:
— слабой подготовки руководства и персонала самих НКО, которые не имеют еще пока достаточного опыта в оформлении заявок на получение грантов в фондах всех уровней;
— плохой информированности их о приоритетных направлениях работы НКО, на которые, в первую очередь, рассматриваются заявки и выделяются средства;
— все еще имеющегося недоверия к эффективности и непредвзятости оценки фондами подаваемых заявок.
Отдельная серьезная проблема, которая проявляется уже в процессе реализации проектов, на которые удалось получить финансирование – организация отчётности в формате и на условиях, требуемых в фондах-грантодателях. Опыта в этой сфере мало даже у давно существующих НКО, что часто их подводит, и даже может стать причиной лишения возможности в дальнейшем получать грантовую поддержку даже на самые востребованные социальные проекты.
Однако ситуация, как мы видим, в целом меняется к лучшему и интересы и возможности у самих НКО, а также поддерживающих их фондов и региональных властей постепенно гармонизируются на благо и самих социально-ориентированных НКО и общества в целом.