Ситуация с запретом на ношение хиджабов в школах Владимирской области похожа на маневр для отвлечения от глобальных проблем в регионе
В правительстве Владимирской области запрет на ношение хиджабов и никабов в школах объяснили желанием избежать конфликтов среди учеников. По словам вице-губернатора Владимира Куимова, дети по-разному реагируют на подчеркивание некоторыми учениками своей религиозной принадлежности. В Координационном центре мусульман Северного Кавказа сочли такие ограничения нарушением Конституции РФ и выразили надежду, что власти «недостаточно проработали документ», а не «целенаправленно действуют против мусульман».
В связи с введением запрета на ношение хиджабов в школах Владимирской области возник вопрос, зачем и кому это понадобилось. По разным оценкам, мусульманское население в регионе составляет лишь 0,7–1,2%. Помимо этого, на территории области нет районов компактного проживания мусульман, как, например, в Мордовии или ряде других регионов. Конфликтов на религиозной почве также не наблюдается. Все крупные мусульманские праздники проходят спокойно, власти научились грамотно организовывать этот процесс, он никого не задевает.
Объясняя причины введенного запрета, вице-губернатор Владимир Куимов сослался на обращения граждан. Но сложно даже смоделировать ситуацию, при рассмотрении которой стало бы понятно, кто именно – мусульмане или православные – и при каких обстоятельствах мог бы обратиться к властям с просьбой ввести данный запрет.
Ситуация с ограничениями больше похожа на тепловую ловушку. В области очень много проблем: нет ни одного проекта, объекта по нацпроекту, который был бы сдан в срок, хлебозаводы находятся на грани остановки, перебои с транспортом, отсутствие кадров в различных сферах. И на фоне этих проблем рождается запрет на ношение хиджабов в школах. Первое, что приходит в голову, – это маневр, отвлекающий внимание от глобальных проблем в регионе. С другой стороны, запрет на хиджабы в школах не сможет перевести внимание от проблем с ростом цен, кадровым дефицитом и пр., поэтому такая версия подвергается критике.
Иная версия происходящего заключается в следующем: как говорят аналитики и наблюдатели, националистическая история работает очень хорошей скрепой. Когда многие сферы жизни проседают, нет объединяющей точки сборки, национальный вопрос может как раз такой точкой стать и сплотить людей. Можно допустить, что Владимирская область могла стать неким пилотным регионом, на котором проверят, сработает ли такая схема.